Домой Устройство ПК Лучшие инди-игры. Лучшие инди игры Годные инди игры

Лучшие инди-игры. Лучшие инди игры Годные инди игры


Доброго времени суток, дорогие читатели!
Вот и пришло время подвести черту под очередным материалом из серии «ТОП-10: твой выбор», темой которого стали лучшие инди-игры. Если кто пропустил начало, то напомним, что выбором десятки занимались исключительно наши пользователи, которые сначала предлагали свои варианты на форуме, а затем голосовали за лучший из них. Наша же задача теперь – рассказать о результатах в данном материале и, собственно, показать их в прилагаемом к статье видео. Чем и займемся.
Итак, встречаем – десятка лучших инди-игр по мнению наших пользователей!

Braid – та самая редкая жемчужина, которую прибой выносит на песчаные покровы пляжа столь редко, что очевидцы уже и не помнят о том, кода в последний раз подобная краса появлялась на людях. Удальцу-молодцу Джонатану Блоу удалось не просто пересказать старую итальянскую сказку о похищенной злым монстром принцессе, но и вдохнуть в нее поистине новые, оригинальные идеи, украшенные слегка метафоричными игровыми механизмами, которые позволяют повелевать плавным и порой капризным течением времени.

Braid – это одно из самых больших откровений образца 2008-го года, случавшихся за всю историю существования платформеров. Творение гордого и независимого мыслителя из Number None , со стороны походившее на обычного представителя двухмерных «попрыгунчиков», оказалось на удивление глубоким, интересным и захватывающим образцом девелоперской смекалки. «Перевернутое» повествование вкупе с чарующим саундтреком, пестрой визуальной стилистикой и бодрящим подходом к решению старых, казалось бы, задач по перемещению с платформы на платформу – каждая частичка Braid излучала и излучает по сей божий день великолепие идей, зародившихся в голове Джонатана Блоу еще в 2004-м году. Честь ему и хвала.

К слову, следующий проект от альфы и омеги Braid уже давно выбрался из девелоперских катакомб – трехмерная головоломка The Witness потихоньку наращивает мышечную массу и готовится обрадовать любителей оригинальных идей ближе к концу этого года.

Bastion даже и не порывалась крушить стереотипы, ломать лекала и прочую начертательную утварь. Хрупкая и независимая студия Supergiant Games с самого начала взялась за изваяние предельно стандартной экшен/RPG с фирменной механикой, строящейся вокруг планомерного «закликивания» монстров, уничтожения бочек, неизменно привлекающих ролевиков своими округлыми формами, и опустошения бутылок с целебными «тониками». Чисто механически Bastion – один из многочисленных представителей своей богатой родословной, не особо выделяющийся на фоне.

Однако, всю стереотипность концепции с лихвой окупили невероятно яркий, контрастный облик игры, завораживающий, возникающий прямо перед ногами героя фэнтезийный мир, а также назидания и едкие комментарии незримого рассказчика, ведущего сказ о приключениях седовласого спасителя вселенной. Вкупе все эти маленькие, но от этого не менее важные достоинства и позволили Bastion отвоевать ту «малую землю» в сердцах игроков, которой хватило для того чтобы, чтобы прокрасться в наш топ-10.

Supergiant Games удалось вылепить захватывающую и надолго остающуюся в памяти игру, о которой игроки еще долго будут вспоминать с теплотой и искренней любовью. А там, авось, и следующее детище мастеров инди-ремесла подоспеет.

Super Meat Boy – еще одна ода пыльным и местами проржавевшим платформерам, пробежать которые до финишной ленточки удается только обладателям стальных нервов, несокрушимой воли, а и заодно ловких пальцев. Еще один триумф независимой девелоперской мысли в духе абсолютно бесплатной 2D-мясорубки I Wanna Be the Guy 2007-го года выпуска.

И ведь язык не повернется назвать Super Meat Boy революционным творением. Сотрудники Team Meat просто взяли на вооружение все привычные колюще-режущие элементы и простенькую, но в то же время запоминающуюся двухмерную графику, соединили их вместе и получили на выходе один из самых «хардкорных» платформеров последних лет. Рецепт успеха – отнюдь не новаторский, но при должном тщании и ответственности работающий и неизменно вознаграждающий творцов за труды. Ведь у Super Meat Boy есть то, чего многие современные платформеры лишены по недосмотру родителей, – четко выверенные, продуманные уровни и отшлифованное до блеска управление, не заставляющее иной раз задаваться вопросами о том, откуда у некоторых граждан растут руки.

За это, собственно, Super Meat Boy и любима народными массами. За это она и попала в десятку «самых-самых» на инди-сцене.

К моменту выпуска Machinarium чешские умельцы из Amanita Design уже успели сделать себе имя на мировой арене за счет серии адвенчур Samorost . Если предыдущие обитатели топ-10 являются дебютными проектами от ранее пребывавших в безвестности девелоперов, так сказать, «темных лошадок», то вот на «Машинариум» с самого начала возлагались большие надежды. Еще бы – один ярлык «от создателей уникальной Samorost » чего стоил.

Чехи, впрочем, не подвели публику. Machinarium стала образцово-показательным и идейно правильным продолжением того приключенческого багажа, который присутствовал еще в Samorost . Amanita Design опять-таки выковала интересную механизированную вселенную со своим укладом жизни и социальным строем, украсила ее неповторимым визуальным стилем, придавшим определенную пикантность горам металлолома, намеренно лишила персонажей языковых средств и выстроила вокруг этого немого театра интересную повествовательную магистраль. Словом, сделала все, чего хотели фанаты Samorost , и в то же время умудрено не пустилась в погоню за усложнением игровых шестеренок и графическими изысками.

Результат не заставил себя долго ждать – рукоплескания, засосы на шее от восторженных критиков и требования «выйти на бис» посыпались сразу же после выпуска Machinarium . В настоящий момент Amanita Design как раз готовится вновь выпорхнуть из-за кулис – на этот раз с полноценной Samorost 3 .

Terraria посчастливилось поймать «конструкторскую» волну, которую подняло шведское творение MineCraft . Эта же самая волна позволила студии Re-Logic не только в кротчайшие сроки набить свои пустые независимые карманы валютой, но и заработать звание инди-передовиков, сумевших во время царствования шутеров вернуть на просторы индустрии тот шарм и забытое очарование 16-битных игр.

Terraria впитала в себя все самое лучшее от целого ряда жанров – тут есть и элементы стародавних экшен/адвенчур, и классических ролевых проектов, и даже полноценная «градостроительная» часть, предлагающая на манер MineCraft собирать ресурсы, возводить дома своей мечты и заниматься крафтингом всевозможных предметов. Присовокупите к этому аппетитному послужному списку многопользовательский режим, заметно увеселяющий уходы в забой и сражения с разгуливающим по округе зверьем, а также истинно двухмерную графику, воздающую почести отжившим свой век играм, и получите одного из самых выдающихся представителей инди-отряда образца 2011-го года.

Будущее у Terraria определенно безоблачное, равно как и у ее создателей – один из главных идеологов игры, Финн «Tiy» Брис уже закатал рукава по локоть и приступил к работе над следующим проектом «своей мечты» Starbound , двухмерным и навевающим воспоминания об эпохе правления SNES.

2D Boy имеет полное право гордиться своим дебютным и пока единственным детищем – головоломкой World of Goo . Ведь со времен ее релиза минуло уже больше трех лет, а фанатское движение, души не чающее в глазастых шариках Гуу, все продолжает воздвигать свою любимицу на вершину Олимпа в тематических десятках «лучших из лучших» .

Упрекнуть столь преданные народные массы не в чем. World of Goo действительно являлась и является одним из самых великолепных отпрысков инди-сцены. В World of Goo сложились воедино все элементы, необходимые для успеха и криков «Браво!» из зала, – интуитивно понятная и в то же требующая определенных мозговых усилий игровая механика, выверенные до мельчайших деталей уровни, визуальная простота и летучесть, а также потрясающий саундтрек и на удивление солидная для подобной крохи сюжетная тропа. В своей жанровой нише World of Goo легко даст прикурить большинству конкурентов.

Единственный омрачающий всю вышеозначенную малину момент связан с будущим 2D Boy – два разработчика, выковавших World of Goo , как-то не торопятся браться за разработку своего следующего большого хита и предпочитают почивать на лаврах, меланхолично перенося свою дебютную красавицу на всевозможные платформы. Увы и ах, спешить они явно не собираются.

Черно-белый театр смерти одного актера, скрывающийся за вывеской Limbo , давно и успешно гастролирует из одного топа в другой, а датчане из Playdead Studios – продолжают планомерно собирать награды, купаться в лучах славы и выходить на поклон под бурю оваций. Как видно, вполне заслуженных, раз граждане сайт поместили первенца датчан в непосредственной близости с призовой тройкой.

Опять-таки стоит отметить, что Limbo – отнюдь не прорыв в жанре. Не революция, раздвигающая границы платформенной вотчины, и даже не откровение, силящееся низвергнуть с трона признанных лидеров и авторитетов. В чисто игровом плане она предлагает предельно стандартный набор развлечений – двухмерная графика, простенький физический движок и непременная функция прыжка, необходимая для того, чтобы лавировать между коварными ловушками и разгуливающими по округе пауками. Ничего нового, только старые, проверенные временем идеи.

Limbo преуспела на других фронтах – визуальном, предлагающем путешествовать по сумеречным нуар-лесам, и атмосферном, за который ответственна безмолвная вселенная игры, плавное, слегка медлительное повествование и ударяющий по нужным струнам эмбиент. Тут уж Playdead Studios обскакала многих коллег по цеху, ведь датчанам удалось создать единое и нерушимое, иммерсивное и обволакивающее приключение, которое, уж не сомневайтесь, еще долго будет кочевать по тематическим «десяткам» .

А вот и наш первый триумфатор. Бронзовое «седалище» топа, правда, досталось не совсем инди-проекту. Окинув взглядом предыдущих участников и заглянув в их пустые независимые карманы, можно заметить, что казуальная кузница PopCap Games прилично отличается по размерам и капиталам от обычных «гаражных» команд, ваяющих свои хиты бессонными ночами на сэкономленные деньги. PopCap Games уже давно переросла подобную девелоперскую стадию и превратилась в казуального гиганта, которого недавно проглотила Electronic Arts .

Тем не менее, достоинств представленной к награде игры это крошечное обстоятельство не преуменьшает. Plants vs. Zombies стала еще одним бриллиантом, дополняющим золотую корону компании, некогда создавшей Bejeweled , Zuma и Peggle – проекты, которые до сих пор ежедневно отнимают у миллионов людей часок-другой свободного времени. С Plants vs. Zombies та же история – за видимой простотой игровой механики, строящейся вокруг сбора солнечной энергии, рассаживания по периметру грядки готовых к бою растений и планомерного уничтожения зомби, скрываются сотни, а то и тысячи часов увлекательной разминки для серого вещества. Вкупе с миловидным внешним видом, заветным разнообразием и множеством режимов игры Plants vs. Zombies заслуженно входит в десятку лучших казуальных проектов.

Так или иначе, бронзовая награда нашла своего героя – американская компания PopCap Games в очередной раз празднует промежуточную победу.

Если уж в топе нашлось местечко для Plants vs. Zombies , то и насест для Angry Birds обязательно разыщется. Разозленные пернатые родом из Финляндии нынче разделяют и властвуют в казуальном секторе игровой индустрии. Сотни миллионов скачиваний, груды мерчендайза и самосвалы, доверху груженные деньгами – Angry Birds давно переросла любого из представителей топа и превратилась в настоящий феномен, чей успех, впрочем, обусловлен все теми же узловыми элементами, которые позволили вышеозначенным творениям пробиться с десятку.

Ингредиенты успеха ни капельки не изменилась. «Доступность» игровой механики, выверенная и доведенная до совершенства концепция, закрученная вокруг противостояния свиней и птиц, и легко узнаваемые персонажи, выделяющиеся на общем казуальном фоне за счет уникальных творческих мазков Rovio Entertainment , сделали свое черное дело и превратили Angry Birds в одну из самых успешных серий игр. Именно благодаря ей финны не только припеваючи живут, но и активно расширяют сферу своего влияния, приобретают другие финские компании и продолжают развивать свое прибыльное «гнездо» .

Серебряная медаль под фанфары отправляется на шею Angry Birds . Финны из Rovio Entertainment остановились всего лишь в одном шаге от золотовалютного фонда сайт .

На пути к первому месту «разгневанных птичек» сбил другой статный монстр, истинное произведение инди-сцены, взращенное шведским умельцем Маркусом Перссоном , – MineCraft . Тот самый MineCraft , о котором не слышал, казалось бы, только ленивый. Уникальная «кубическая» песочница, подкрепленная охапкой ролевых элементов и возможностью выстроить свой маленький виртуальный мир, смогла обскакать финскую головоломку и взойти на верхнюю ступень пьедестала.

Конструктор детской мечты от шведской студии Mojang – тот же самый феномен, необъяснимое явление, чья популярность растет не по дням, а по часам. Практически ежемесячно по Сети прокатываются вести о покорении MineCraft очередных коммерческих вершин, приносящих шведам десятки миллионов американских долларов. Кубическая вселенная MineCraft сплотила под своими знаменами не один миллион самопровозглашенных архитекторов, которые продолжают упорно выстраивать воздушные замки, разносить в клочья с помощью динамита миры и заниматься совместными буровыми работами, отстраивая обширные подземелья.

Ныне MineCraft является самым успешным продуктом инди-умов, флагманским проектом независимой ниши, наглядно демонстрирующим, что люди все еще заинтересованы в инновациях и необычных играх и готовы достойно вознаградить храбрецов за их старания и эксперименты.

Впрочем, довольно комплиментов и словесной патоки. Народ сделал свой выбор, золотой кубок лучшей инди-игры по мнению пользователей сайт отправляется прямиком в угловатые лапы MineCraft . Наши поздравления шведам из Mojang !

Ну вот и все на сегодня по части текстов, однако впереди еще есть отменный видео-материал, который вы найдете чуть ниже. Нам же остается лишь сказать вам спасибо за участие и попрощаться до 1-го мая. С вами сегодня был Евгений “Mumby” Молодов .

Кроме того, напоминаем, что прямо в этот момент стартовал первый этап подготовки следующего материала из цикла «ТОП-10: Твой выбор», принять участие в котором вы можете . Темой стали лучшие игры про супергероев.

С каждым годом нас всё больше поражают стандарты, с какими разработчики подходят к созданию инди-игр. Маленькие студии создают такие проекты, которые порой уделывают дорогостоящие блокбастеры от именитых девелоперов, при этом не прикручивая к своим творениям никаких лутбоксов и микротранзакций. Инди-бум достиг огромных масштабов по различным причинам, которые заслуживают отдельного разговора. Но результат его налицо: рынок переполнен, и, чтобы выделиться, нужно выпускать отличный от ширпотреба продукт. Кто-то старается сделать это завышенной сложностью, кто-то - уникальным геймплеем.

Но лучшие из лучших - те, кто смог совокупить отличный геймплей, художественное и звуковое оформление, и не поленился придумать для своего творения сеттинг, глядя на который, сразу же понимаешь, «Да, у этих ребят явно есть чувство стиля», и именно о таких играх будет эта статья.

10. Darkest Dungeon

DD называют аналогом Dark Souls от мира инди за её беспощадность к игроку. Только от вас зависит, насколько успешными будут попытки справиться с лавкрафтовскими монстрами и зачистить темнейшее подземелье.

Игра начинается с того, что вы получаете в наследство от дальнего родственника поместье и прилежащие к нему территории, которые вы хотите очистить от тёмных существ, населяющих их. Каждое утро к вам приезжает дилижанс с героями разных классов, из них вы собираете команду из 4 человек и отправляетесь в подземелья. Всё, что будет происходить там - необратимо. Если какой-нибудь персонаж погибает - он отправляется на кладбище, если кто-то из героев сошёл с ума - по возвращении его надо будет лечить от безумия. Даже перезапуск игры не спасёт от неожиданного убийства боссом всей вашей группы.

Спустя несколько часов боли и унижения вы уже начинаете быть более уверенными в себе, и не боитесь рисковать. Например, можно ходить с потушенным факелом - чудища будут чаще на вас нападать, у вас от темноты снизится точность ударов, но в случае победы вы будете получать более серьёзный лут. В темноте у героев также быстрее растёт стресс, вследствие чего вероятность сойти с ума, а затем и умереть от сердечного приступа у них выше.

DD - очень тёмная игра, которая сквозит духом Говарда Лавкрафта. В дневниках нашего предка можно найти отсылки к некоторым рассказам известного писателя, общая стилистика, музыка и, конечно, хардкорность настраивают на нужный лад.

9. Crypt of the Necrodancer

Кто бы мог подумать, что игра типа rogue-like сможет чем-то выделиться на фоне тысяч подобных на Steam. Crypt of the Necrodancer это удалось, и вот почему.

Последнее, что ожидаешь от dungeon crawler’а - это того, что он научит тебя чувствовать музыку. А научиться придётся, так как абсолютно всё в этой игре нужно делать в такт играющей сейчас музыке - двигаться, бить монстров, копать, да даже покупать апгрейды. Монстры тоже танцуют - у каждого свой паттерн движения и свой темп, например один монстр будет передвигаться с клетки на клетку раз в два такта, а другой - раз в такт, а третий будет на каждый «тыц» двигаться в сторону игрока. Если хорошо чувствуешь ритм - получаешь больше лута, а если постоянно сбиваешься, то не можешь даже передвигаться с нормальной скоростью.Если пытаться просто кликать кнопку движения как можно быстрее, то вы только замедлитесь - не в ритм играть просто не получается.

Мне особенно доставляет искать на каждом уровне торговца. Его нужно искать по его пению - чем он ближе, тем громче он поёт и это чувствуется с каждым шагом.

Игру также можно проходить вдвоём, что добавляет больше фана, а приятным плюсом будет являться возможность зачищать подземелья под свои любимые треки.

8. Hollow Knight

Когда вышел первый трейлер я, что называется, обомлел. В двух минутах обрывков геймплея и заставок я успел увидеть всё, что уже тогда заочно заставило меня влюбиться в эту игру, ведь традиционная 2D-анимация, нарисованная от руки, подкупает мгновенно.

Что мы увидели в конечном продукте - это гениальную совместную работу дизайнеров и художников. Каждая локация в игре имеет свою цветовую палитру и музыкальный фон, при переходе из одной области в другую цвета и музыка приглушаются, а перед боссом вас будет каждый раз ждать коридор абсолютной тишины, чтобы вы подсознательно насторожились. То же самое касается интерактивных предметов: они подсвечиваются так, что вы интуитивно понимаете, что этот рычаг или камень - не просто элемент интерьера. И таких незаметных геймдизайнерских находок - тысячи.

Чем же ещё цепляет игра, помимо визуальной части? Конечно же, геймплеем. Чтобы пройти игру на 100%, вам потребуется провести в ней порядка 50-ти часов, и всё это время вы не будете скучать. Разнообразные враги, огромное количество боссов, к каждому из которых нужно искать свой подход. Отдельного внимания заслуживает также система амулетов, с помощью которой вы можете настроить под себя стиль боя, скорость лечения и передвижения. Амулеты могут ещё и неожиданно сочетаться между собой и давать мощные, а иногда и забавные эффекты. И под разных боссов вы будете методом проб и ошибок подбирать эти комбинации.

7. The Stanley Parable

Когда речь заходит о стиле, многие сразу могут задуматься о визуальной составляющей. Но The Stanley Parable вряд ли может этим похвастаться. Визуально игра выглядит довольно просто, и стиль складывается из необычного геймплея вкупе с комментариями рассказчика.

Главный герой офисный работник Стэнли каждый день выполнял задания своего босса, ему говорили жать на кнопку - и он нажимал. Так продолжалось и продолжалось, пока в какой-то момент задания не перестали поступать и Стэнли решил проверить в чём дело…

Примерно такими словами вас встречает голос рассказчика в игре. Он будет сопровождать практически каждый ваш шаг и каждое ваше действие, рассуждая, что, возможно, все просто ушли на собрание. А когда дело дойдёт до выбора из нескольких дверей, рассказчик предложит свой вариант, и только вам решать: делать, как он говорит, или же нет. И так каждый раз, когда в игре появляется выбор. Это позволяет множество раз перепроходить эту игру, и каждый раз делать всё немного по-другому, и я вам гарантирую - пока не послушаете все комментарии рассказчика, пока не посмотрите все возможные места, в которые может привести вас игра, вы будете начинать снова и снова.

Возможностей в игре очень много. Например, вы можете просто запереться в своём кабинете и вообще никуда не выходить - у рассказчика и на это тоже комментарий есть. Вы можете попытаться «сломать» игру, найдя то, что выглядит как баг - но нет, это тоже окажется частью сценария и приведёт к какой-нибудь концовке. А в одном из прохождений вы можете неожиданно обнаружить себя в совершенно другой игре.

Голос у рассказчика очень эмоциональный, интересно слушать как и то, что он говорит, так и то, как он говорит. Он будет удивляться и раздражаться вашему непослушанию, звучать устало или зловеще в зависимости от ситуации, и это всё ещё больше вовлекает в игровой процесс. Визуально игра выглядит довольно просто, но предлагает необычный игровой опыт.

6. The Unfinished Swan и What Remains of Edith Finch

Обсуждая игры студии Giant Sparrow, сложно сказать, в какую из двух разработчики вложили больше стиля. Оба творения калифорнийцев надо видеть в динамике, ибо скриншоты не передадут волшебство, происходящее на экране.

В их первой игре, The Unfinished Swan, главный герой, мальчик по имени Монро, находится в постоянной погоне за неоконченной картиной лебедя, которая ушла из своей рамки. Завязка сюжета, на самом деле, довольно мрачная: мама главного героя умерла, и ему позволили взять с собой в детский дом только одну картину на память. Игровые события происходят в сюрреалистичном, абсолютно белом мире холста, в который направляется Монро в поисках сбежавшего лебедя. Чтобы понять, куда идти дальше, необходимо кидать шарики с краской во все стороны. На словах это звучит довольно странновато, но на деле получается ни на что не похожая концепция, которая удивит даже прожженного геймера.

What Remains of Edith Finch, их вторая игра, западает в душу именно атмосферой. В своём путешествии по фамильному «особняку» Финчей вы узнаёте печальную историю семьи, проклятую на смерть от далеко не естественных причин. В каком возрасте, от чего - этого не знает никто. Но то, что это должно случиться, известно на 100%. Обе игры Giant Sparrow - интерактивные истории. Но если в первой пережить дают события только одного человека, то во второй мы становимся свидетелями смерти каждого члена семьи, и даже не просто свидетелями, а непосредственными участниками, ведь управление в такие моменты переходит игроку.

Обе игры можно со спокойной душой рассматривать как произведения искусства, настолько они прекрасны.

Как олдскульному геймеру мне сложно воспринимать игры на мобильных телефонах всерьёз. Поэтому Monument Valley была для меня своего рода откровением. Минималистичная графика, прекрасные звуковые эффекты и элегантное повествование заставили меня пройти всю её за один заход. Да, она коротковата, но всё время прохождения невозможно отлипнуть от экрана, настолько завораживает местная геймплейная механика.

Совместив воедино оптические иллюзии, невозможные объекты и рычаги, геймдизайнеры создали уникальную концепцию, от которой поначалу кружится голова и искажается восприятие. Ustwo Games в своей игре сделали всё настолько красочно, что именно совокупность всех факторов создаёт тот самый фирменный стиль. На каждом уровне вы будете останавливаться также и для того, чтобы сделать скриншот с причудливым пейзажем на фоне, ведь в игру встроен фоторедактор с фильтрами, как в Instagram.

4. Night in the Woods

Исторически сложилось, что б0льшая часть инди - это 2D-платформеры, и Night in the Woods - первый из них в этом списке.

Алек Холовка работает в секторе инди уже много лет. В качестве композитора он приложил руку к культовой Aquaria и к скандальной I’m O.K - A Murder Simulator, а также написал музыку к замечательному Crayon Physics Deluxe. В конце концов он основал свою студию, и начал не просто помогать кому-то, а заниматься реализацией собственных проектов.

В далёком уже 2013-м Алек выпускает простенькую игру Longest Night, доступную до сих пор на его сайте за цену, которую вы сами назовёте. Её цель была - отдалённое знакомство игрока с миром NITW, с её персонажами. Геймплейно она очень проста - вам нужно просто искать созвездия на небе и общаться с другими персонажами у костра. Интересно, что общий стиль анимации и диалогов перекочует и следующую игру-тизер - Lost Constellation, интерактивной сказке на ночь, и в основной проект, вышедший спустя три года.

NITW - это вообще такой тип игры, не похожий ни на что другое. Ни на квест, ни на экшн, от платформера там тоже не очень много… Фон, персонажи и анимации нарисованы в целом простенько, но суть в том, что очень здорово почувствовать себя там, с ними.

Почувствовать себя молодой и не очень успешной (с точки зрения «взрослого» мира) кошечкой, которая вернулась в родной город и тусуется со старыми друзьями. Каждое утро встречать на кухне маму, каждый вечер встречать в гостиной папу, и чувствовать, насколько они тебя принимают и поддерживают, несмотря на собственные проблемы. Каждый день заходить на работу к своим друзьям и придумывать приключения на свою голову. При этом видеть сны, в которых постепенно будут открываться тёмные секреты этого городка. повествование максимально неторопливое, что позволяет проникнуться всем в этой игре. Вы не сможете не влюбиться в жителей этого небольшого, но богатого на события городка Possum Springs, ведь каждый из них вносит свою копеечку в его общую копилку неповторимого шарма.

Скачать работы Алека Холовки: Longest Night, Lost Constellation.

3. Hyper Light Drifter

Я слышал различные мнения по поводу пиксель-арта, и многие склоняются к тому, что игры в псевдо-ретро стилистике уже порядком надоели. Тем сложнее мне было убедить таких людей проверить на себе HLD.

Сама игра начинается с ролика, после которого непонятно ровно ничего. Ево-подобные существа кричат, ломаются, исчезают, какая-то черная тварь бросается на явно нездорового главного героя…Собака, подозрительно похожая на египетского бога Анубиса, сидит рядом посреди моря из крови. Некая тёмная материя поглощает героя… И он просыпается. Вы делаете пару шагов, кашляете кровью. Точно ли это было сном?

В игре не будет диалогов или записок, которые бы объяснили, что происходило или происходит в данный момент. Общение оформлено в виде комиксов, из которых можно понять лишь некую общую картину. Никто не говорит, что вам делать. Единственное, что точно известно - что главный герой умирает. Именно этим и руководствовался главный разработчик HLD, который точно знает, что не доживёт до седин. Каждый день для него - как последний, и этой атмосферой он попытался пропитать саму суть своего творения.

И на это работает всё: и визуальный стиль, и музыка, и даже анимация персонажа. За пределами маленького города вас ждёт пустошь. В каком бы из четырёх направлений вы ни пошли, вас ждёт маленький мир, со своими правилами, монстрами и ловушками. Редкая история может похвастаться Тем Самым чувством загадки, которую так и хочется разгадать, и Hyper Light Drifter - как раз одна из них.

2. FEZ

Для тех, кто давно следит за миром инди, FEZ знаком, в первую очередь, по его печальной истории создания. Более подробно об этом рассказано в Indie Game: The Movie , но если вкратце, то Фил Фиш, он же главный разработчик, бросил работу и уделил всё своё время созданию идеальной игры. Из-за своего перфекционизма ему пришлось переделывать проект с нуля три раза!

На первый взгляд FEZ похож на олдскульный платформер. Но именно детали, над которыми так кропотливо работал Фил, и делают игру глубокой и интересной. За простенькой пиксельной графикой скрываются непростая мотивация и обоснование. А уж про хардкорность местных паззлов можно поговорить в отдельной статье.
Несмотря на все трудности разработки, спустя годы их можно не принимать во внимание во время рассмотрения игры. Отставив в сторону субъективную оценку личности девелопера, FEZ - это отличный платформер с интересной механикой и симпатичной ретро-графикой.

Пускай Фил отказался делать продолжение, нам вполне хватит и того, что он довёл до совершенства и таки выпустил в 2012 году.

1. Ori and the Blind Forest

Когда вышла Ori, невозможно было играть во что-то помимо неё. Это игра, которая буквально заставляла меня забыть про еду и другие физические потребности. В ней прекрасно абсолютно всё: и геймплей, и арт, и графика, и музыкальное сопровождение. Даже история, которой порой не уделяют должного внимания в подобного рода играх, здесь тоже прекрасна, и вы прямо-таки нутром чувствуете, что всё это - не зря.

Первые 10 минут игры могут эмоционально опустошить любого не хуже этих ваших The Last of Us. В процессе понимаешь, что это довольно простая история, но именно детали делают её такой чарующей. Главный герой так искренен, а развитие сюжета настолько бесхитростное и душевное, что волей-неволей начинаешь сопереживать событиям.
Богатый на разнообразные локации мир Ori узнаётся с первого взгляда. С такой любовью к мелочам к визуальной части в играх мало кто подходит. То же самое касается и музыки. Не зря первая страница поиска YouTube по запросу Ori and the Blind Forest - это её саундтрек.

Для кого-то Ori - это просто 2D-платформер, но для ценителей прекрасного в мире видеоигр - это результат четырёх лет кропотливого труда, демонстрирующий, на что способны люди, которым дали творческую свободу.

После появления магазинов вроде Steam или GOG увеличилось и количество игр, разрабатываемых небольшими командами. За последние несколько лет их было выпущено действительно много. Поэтому при составлении этого списка выбор у нас был большой. Может даже слишком.

Чтобы оценить все то, что подарила нам индустрия, мы просто обязаны подводить какие-то итоги. Это мы и постараемся сделать. Некоторые игры из списка были разработаны студентами первокурсниками, другие бывшими сотрудниками крупных компаний, работавших над AAA-проектами. Но несмотря на это, у них все равно есть много общего.

Итак, что же из себя представляет список лучших инди-игр для ПК? Головоломки , квесты и даже экшен адвенчуры с видом сверху, здесь есть проекты на любой вкус. И поверьте, вы захотите сыграть во все. Приступим.

The Witness

В каком-то смысле Джонатана Блоу можно назвать первопроходцем, который положил начало «буму» инди-игр. Ведь почти десять лет назад он принимал участие в создании Braid. Следующий его проект The Witness представляет собой совершенно новый тип головоломки.

Здесь в вашем распоряжении огромный остров , изучая который вы и будете знакомиться с сюжетом и особенностями этого мира. Всего в двух играх (The Witness и Braid) Джонатан Блоу наглядно продемонстрировал как изменились инди.

В The Witness геймплей представляет собой решение головоломок. Главная их особенность в том, что у них нет какого-то общего алгоритма решения. Каждая добавляет новые правила, которые усложняют процесс.

Другая особенность The Witness в том, что здесь отсутствует обучение и подсказки. Искать решения придется самостоятельно. Для этого сперва придется понять суть первой головоломки, а после применить полученные знания для прохождения следующей. Кстати, отсутствие обучения - еще одна особенность игр от Джонатана Блоу.

Rocket League

С самого начало должно было быть очевидно, что футбол и машины - это отличный микс для создания одной из лучших инди игр. И не пытайтесь сейчас указывать на другие неудачные попытки студии Psyonix сделать нечто подобное (вроде Supersonic Acrobatic Rocket-Powered Battle-Cars). Несмотря на то, что эти проекты противоречат тому, что мы сказали чуть выше, Rocket League затмевает их все.

В игре есть две команды, которые управляют машинами и забивают голы. Поэтому в процессе придется следить еще и за тем, чтобы отскакивающие от бампера мячи не попали в ваши ворота.

Пожалуй, причина, по которой Rocket League и стала такой популярной в том, что здесь нет какого-либо особого снаряжения, специальных навыков и разных классов. Все, что вы делаете - просто управляете машиной, в процессе пытаясь разработать какую-нибудь тактику для победы. Не уверены, что выбранная стратегия действительно работает? Тогда обратитесь за помощью к специальным гайдам. Выучив пару трюков вы сможете мастерски обращаться с мячом и намного эффективнее забивать голы. Не говоря уже про управление, овладев азами которого вы узнаете игру с новой стороны.

Inside

Студия Playdead не спешит прощаться со своей культовой монохромной игрой Limbo. Выпустив Inside она продемонстрировала, как можно изменить первоначальную задумку и сделать ее еще интереснее.

Бледная палитра выглядит не так ярко, как черно-белые тона в Limbo. Зато в целом окружающий мир кажется куда более глубоким, детально проработанным. Не последнюю роль играет и освещение. Объекты, не находящиеся в поле зрения, пропадают почти сразу. Что добавляет Inside шарма.

На лице главного героя сложно разглядеть какие-то эмоции. Но когда он убегает от стаи собак или приземляется на землю с высокой высоты, то его крики и стоны куда более выразительны, чем у протагонистов других игр. Не говоря уже про те мучительные эмоции, которые вы испытаете, когда странные люди в масках будут пытаться его утопить.

Ужас, как и атмосфера загадочности, - важные составляющие Inside. По мере прохождения вы будете ближе знакомиться с миром, головоломки станут еще сложнее. Со временем вы начнете задаваться вопросом: почему трупы оживают и как можно этим воспользоваться?

Если говорить о сюжете, то форма повествования здесь весьма необычная. Поэтому со всем придется разбираться самостоятельно. Постепенно вы будете узнавать новые подробности о мрачном мире, сюжете. Финал тоже не оставит вас равнодушными. Он считается одним из самых интересных, интригующих и широко обсуждаемых, который каждый понимает по-своему.

Firewatch

Oxenfree

Oxenfree прекрасна во всем, но в том, что касается диалогов она на порядок превосходит другие популярные инди-игры и уверенно претендует на звание лучшей. Проект создан выпускниками Telltale и Disney .

Подростковая драма отличается естественной системой диалогов, отлично написанными репликами и другими фразами, которыми обмениваются между собой главные герои. Слушать их действительно увлекательно. Причем пока вы выбираете подходящую реплику, игра не ставится на паузу. Вместо этого в начале вы можете выбрать действие, которое будет совершать Алекс, пока вы думаете над тем, что ответить. Либо отказаться от предложения и просто молчать, слушая своих приятелей, которые продолжат говорить и без вашего участия.

Игра чем-то похожа на сериал Секретные Материалы, только с участием подростков. Если сначала история напоминает типичный ужастик, то уже через несколько минут вы поймете, что все намного сложнее. По ходу прохождения вам придется исследовать мир, решать головоломки. Кстати, в Oxenfree несколько концовок. И если вы захотите познакомиться с главными героями поближе, понять их мотивы, то одного прохождения будет явно мало.

Hotline Miami

Мрачный инди экшен с видом сверху превращает сражения из первой GTA в настоящее искусство. Hotline Miami - это брутальный неоновый шутер, который отличается чрезвычайной жестокостью и сюрреалистичным сюжетом.

Каждый день вам звонит таинственный абонент, который недвусмысленно просит очистить здание от плохих ребят. Придется в буквальном смысле пробиваться через каждую комнату, убивая всех, кто встанет у вас на пути. Для этого можно использовать оружие ближнего боя, винтовки, пистолеты. Не получилось пройти миссию с первого раза? Тогда жмите кнопку «рестарт» и начинайте все с самого начала. Поверьте нам, сделать это придется еще не один раз.

Вскоре вы поймете, что являетесь воплощением всего того, что обычно присуще антигероям. Вы с размаху открываете двери, ломая носы громилам, стреляете из дробовика прямо в лицо, перебрасываете вышибал из одного угла комнаты в другой, попутно круша все вокруг. Другими словами, устраиваете настоящую бойню. Как и неоновые киноленты с Райаном Гослингом, Hotline Miami 2 не сильно лучше первой части. Поэтому знакомство с серией лучше начинать с оригинальной игры.

Stardew Valley

Несмотря на то, что Harvest Moon это консольный эксклюзив Nintendo, существует огромное количество неравнодушных к ней ПК-геймеров. Отчасти поэтому Stardew Valley удалось стать такой популярной. Это симулятор жизни фермера с элементами ролевой игры, который вобрал в себя все лучшее от Harvest Moon и добавил к этому пару собственных достоинств.

Начинается Stardew Valley с того, что главный герой получает в наследство заброшенную ферму в вымышленной долине Стардью. Сперва вы будете заниматься исключительно посадкой новых растений и их продажей, но со временем ваши возможности будут только расти. Кроме того, вскоре после начала вы сможете исследовать окружающий мир игры.

То, что за фермой нужно постоянно следить, скорее не утомляет, а наоборот расслабляет. Это идеальная игра для тех, кто хочет отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Кроме того, в Stardew Valley есть кооперативный режим и огромное количество доступных для загрузки модов. Это незабываемое приключение для всех тех, кто жаждет деревенского умиротворения.

Gone Home

В игре Gone Home главная героиня возвращается домой после года жизни за границей. По прибытию вы обнаруживаете, что дом опустел и вас никто не встречает. Вам предстоит разобраться, что здесь произошло и куда же все делись. Для этого придется подробно изучить каждую комнату и оставленные вещи, послушать разбросанные по дому аудиокассеты.

Это увлекательное путешествие с элементами вуайеризма, которым не получится насладиться смотря летсплеи или трансляции на Twitch. Вместо того, чтобы наблюдать за чьей-то игрой, куда интереснее проходить ее самостоятельно и стать частью истории. Все для того, чтобы познакомиться с жизнью трех связанных между собой поколений.

Геймплей довольно простой. Вы будете бродить по дому, изучать оставленные жильцами вещи и узнавать подробности жизни семьи буквально по крупицам. Игра затрагивает такие проблемы, как воспитание и депрессия. К концу вы поймете, что в итоге получили куда более интересное откровение, чем-то на что рассчитывали в самом начале.

What Remains of Edith Finch

Кстати, об огромных заброшенных особняках. Студия Giant Sparrow, разработавшая консольный эксклюзив Лебединый эскиз (The Unfinished Swan) приготовила для нас еще одну загадку. На этот раз основные действия разворачиваются в штате Вашингтон.

Spelunky

Undertale

В традиционных RPG вы почти всегда начинаете свою историю с появления в небольшом городе или деревушке. Только пройдя небольшое обучение и познакомившись с жителями вы можете приступать к прокачке выбранного персонажа. Если мы скажем, что практически со всеми проблемами, с которыми вы столкнетесь в процессе прохождения, можно справиться оружием или магией, то тоже не ошибемся. Но в Undertale убийство - это крайняя мера, как и в реальной жизни.

В этой удивительной 16-битной инди RPG вы можете подчинять, успокаивать и даже заигрывать с врагами. То, как именно вы справитесь с неприятностями, отразится на том, как будут относиться к вам другие персонажи. Если решите оставить врага в живых, то в будущем вы можете снова его увидеть, а может вам даже удастся подружиться. Если вы все-таки предпочтете кого-то убить, то и это решение будет справедливым.

Вы управляете ребенком, который попал в наполненный монстрами мир и теперь пытается из него сбежать. Вас ждет невероятно захватывающее приключение с детально проработанным сюжетом, незабываемыми персонажами и отличным саундтреком .

Gunpoint

Gunpoint - это 2D головоломка с элементами стелса. Действие игры происходит в недалеком будущем. Главный герой Ричард Конвей - «шпион по найму» - получает в распоряжение так называемые «гиперштаны», с помощью которых можно прыгать на огромные расстояния и падать с любой высоты без какого-либо вреда. В один из дней он обнаруживает, что является главным подозреваемым в деле об убийстве, которого, разумеется, не совершал.

Игра представляет собой набор миссий, в которых вы должны проникать на охраняемые территории и похищать, заменять, уничтожать какие-либо данные. Здания, в которые нужно попасть, показываются в разрезе, поэтому вы сразу можете увидеть всех охранников и местонахождение нужного терминала.

По желанию вы можете угрожать охранникам оружием, но со временем поймете, что удобнее пользоваться световым индикатором. Например, с его помощью можно сделать так, чтобы при нажатии включателя освещения открывалась дверь, или при попадании в поле зрения камеры слежения вместо активации тревоги вызывался лифт. Удовольствие от игры гарантировано.

Pyre

Почти все работы Supergiant Games заслуживают того, чтобы оказаться в списке лучших инди игр. Но мы упомянем лишь последний релиз студии - Pyre. Это одна из самых необычных игр, где нет ничего лишнего, а все элементы связаны между собой. Здесь есть безумно красивая графика с отличными визуальными эффектами, фантастический саундтрек и берущая за душу история. Что касается геймплея, то наполовину он состоит из механик, присущих спортивным играм, а на другую - ролевым.

Учитывая упомянутые выше особенности, подобный гибрид действительно сложно описать. Игра представляет собой текстовое приключение, сюжет которого повествует об изгнанниках, сражающихся за собственное выживание . При этом окружающий мир вы будете узнавать благодаря отличным вручную нарисованным локациям.

Чтобы покинуть бесплодные земли мира Pyre, придется участвовать в волшебных баскетбольных матчах, чем-то напоминающими Квиддич с проклятиями. Будьте готовы к тому, что вас привлекут не только главные герои, но и турнирная таблица. И поверьте, на кону стоит не просто победа и слава.

Papers, Please

Основное действие игры разворачивается в 1982 году. Вы управляете иммиграционным инспектором контрольно-пропускного пункта Арстоцки, чья задача защищать родину от террористов, контрабандистов и объявленных в розыск преступников.

Каждый день вы должны обрабатывать как можно больше документов. Стоит допустить хотя бы малейшую ошибку, как это тут же отразится на вашей зарплате. Если вы думаете, что это не так уж и страшно, то учтите - ваша семья отчаянно нуждается в деньгах. А на слишком маленькую зарплату вам вряд ли удастся обеспечить для нее достойное будущее. Выход только один, работать на износ.

Papers, Please это лучшая инди игра, в которой вы сможете узнать о собственных моральных принципах. Каждый день вам будут предлагать взятки, и вы должны выбирать между тем, чтобы рискнуть безопасностью страны и лучшим будущим для собственной семьи.

Сможете ли вы разделить супружескую пару, если только у одного из них все в порядке с документами, и запретить въезд другому? Выбрать правильное решение будет не так просто. Будьте осторожны, ведь в Papers, Please вся опасность в том, что каждый здесь может оказаться врагом страны, пользующимся вашей добротой.

Согласитесь ли вы пойти на кровавые жертвы ради антиправительственной организации? Разумеется, все исключительно во благо Арстоцки! Или вы готовы смириться с происходящим и влачить несчастное существование ради блага коммунистического государства? Все это зависит только от вас. Просто поставьте печать.

Night in the Woods

Night in the Woods это захватывающее 2D приключение от студии Infinite Fall. В центре сюжета Мэй, которая бросила колледж и вернулась в родной город Поссум-Спрингс, чтобы вновь встретиться со своими друзьями. По прибытию она понимает, как сильно все вокруг изменилось. Угольные шахты, благодарям которым город развивался, закрылся, а жителей теперь не узнать.

По ходу игры сюжет будет развиваться, открывая все более страшные тайны Поссум-Спрингс. Night in the Woods затрагивает такие серьезные темы, как экономические потрясения, депрессия и другие психические заболевания. Некоторые вещи вы осознаете только тогда, когда пойдут титры. Вы точно захотите пройти игру заново, чтобы получше познакомиться с другими жителями городка и еще раз прочувствовать это приключение.

Не зацикливайтесь на том, что это 2D игра с огромным количество мини-игр. Это не особо влияет на геймплей, но позволяет лучше узнать город Поссум-Спрингс и его жителей. Настоящие тайны скрываются в сознании Мэй, и со временем вы поймете, с какими трудностями ей приходилось справляться.

Kerbal Space Program

Kerbal Space Program вряд ли можно назвать игрой с самой красивой графикой или привлекательным дизайном. Пугающий визуал скрывает под собой просто невероятный космический симулятор . В каком-то смысле игру можно назвать NASA тайкуном, в котором все нужно просчитывать с математической точностью. Вы ведь хотите, чтобы созданная вами ракета смогла выйти в открытый космос?

Для этого придется продумать до мелочей каждую деталь. До тех пор, пока вы запустите свою первую ракету, которая выйдет в стратосферу, а не разобьется о скалы на скорости около 10000 километров в час, пройдет немало времени. Но с опытом вы поймете, за какими показателями нужно следить внимательнее.

Kerbal Space Program поощряет тех, кто умеет ставить перед собой задачи и готов выполнять частные и правительственные контракты. Так вы заработаете достаточно средств, которые можно будет потратить для изучения новых навыков в технологическом древе, чтобы создать нечто действительно невероятное.

Игра не ограничивает вас в идеях, поэтому вы можете конструировать самые необычные ракеты, которые имеют мало чего общего с настоящей наукой. И не важно, сможет ли она взлететь. Главное вовсе не в этом. Kerbal Space Program - это одна из лучших инди игр из тех, в которые нам доводилось играть.

Northgard

Славная мифология и история Древней Скандинавии вдохновила разработчиков на создание множества интересных проектов самых разных жанров. Northgard от инди-студии Shiro Games определенно из их числа.

The Forest

Ярчайший представитель жанра игры на выживание с открытым миром , который в The Forest представлен огромным необитаемым островом с густыми лесами, холмами, водоемами и запутанными пещерами. Правда, со временем герою предстоит с неприятным удивлением узнать, что остров не так чтобы уж совсем необитаем – в упомянутых пещерах скрываются племена каннибалов с отвратительными генетическими мутациями.

Отсиживаясь в светлое время суток в своих пещерах, по ночам они выходят на охоту, поэтому игроку придется как следует поднапрячься, чтобы возвести для себя надежное убежище с прочным частоколом и ловушками для незваных гостей. Сбор ресурсов и оставшегося после крушения самолета оружия и инструментов (а на остров герой попал в результате авиакатастрофы, при этом потеряв своего сына, поиск которого и является главной целью игры), строительство и крафт , а также сражения с ужасными здешними аборигенами – все это составляет суть геймплея The Forest.

Все действие происходит с видом от первого лица, остров радует проработанностью и разнообразием, а ночные вылазки каннибалов добавляют в экшен и гринд со сбором материалов изрядную долю хоррора . Играть можно как в одиночку, так в кооперативе с приятелем.

Frostpunk

Slay the Spire

Инди-игры – главный источник оригинальных проектов с неожиданной игровой механикой. И игра под названием Slay the Spire служит тому очередным подтверждением. Наиболее близким определением этой игры будет Dungeon Crawler с элементами роуглайка и ККИ .

Главный герой отправляется на исследование огромного загадочного Шпиля, внутренние локации которого каждый новый запуск генерируются случайным образом. Расположение уровней, монстры, карты, реликвии – все это каждый раз будет иметь новый состав и очередность.

Бои в Slay the Spire происходят в пошаговом режиме с использованием карт-способностей, которые игрок будет находить и отбирать в свою колоду по ходу игры. Разработчики из Mega Crit Games заверяют, что в игре доступно более 200 уникальных карт и более 100 внутриигровых предметов. И в будущем их количество будет только расти за счет обновлений и дополнений.

Персонажей в Slay the Spire доступно на выбор 3 штуки, каждый с отличительными особенностями. Но цель у каждого одна – добраться до вершины волшебного Шпиля, собрав попутно как можно больше артефактов.

Mount & Blade: Warband

Один из лучших ролевых экшенов, который предлагает игрокам погрузиться в суровый мир Средневековья , пускай и вымышленного. Свободно путешествуя по глобальной карте Кальрадии, каждый из игроков может выбрать занятие себе по душе: стать торговцев, главарем шайки разбойников, знатным землевладельцем или даже самим королем! Возможностей и путей достижения поставленных целей здесь предостаточно.

Ну а если сюжетная кампания наскучила, можно попробовать силы в многопользовательских сражениях, рассчитанных на 64 игрока. Присутствуют самые разные режимы, от стандартных «Побоище» и «Захват флага», до более колоритных и средневековых «Осада» и «Завоевание». Также для игры доступно невероятное количество модификаций, как вписывающихся во внутренний лор Mount & Blade, так и переносящих действие в иные популярные вселенные, например, в «Игру престолов», «Властелин колец » или даже «Звездные войны ».

Из других приятных особенностей Mount & Blade: Warband стоит отметить наличие нескольких фракций с уникальными юнитами, которых можно прокачивать, множество видов оружия и доспехов, различные задания, рыцарские турниры, массовые сражения с оригинальной, весьма простой и интересной механикой боя, а также аутентичный средневековый мир.

Castle Crashers

Kenshi

Crypt of the NecroDancer

Забавный проект в жанре ритм-игры и roguelike, который радует своей отличной пиксельной графикой , великолепной музыкой и увлекательным, но сложным геймплеем. Музыка здесь выходит чуть ли не на первый план. Она разнообразная, запоминающая и настолько великолепная, что годится для прослушивания даже вне Crypt of the NecroDancer.

Противники и боссы в Crypt of the NecroDancer (или, по крайней мере, большая часть из них) двигаются в такт музыке вместе с героем, переводя сражение из привычного мясного рубилова в категорию настоящего танцевального батла.

В игре присутствует локальный мультиплеер, позволяющий играть с другом за одним компьютером, что очень здорово и еще интереснее, чем одному.

В остальном в игре представлены привычные для жанра pixel roguelike атрибуты: путешествие по подземелья , убийства врагов, сбор лута и т. д. Что, понятное дело, также очень неплохо. Плюс в игре доступно множество постепенно разблокируемого контента и режимов.

Terraria

Terraria – путешествие в яркий сказочный мир с безграничными возможностями. Оказавшись на неизвестной планете с пустыми карманами, игрок со временем может отстроить целое королевство с замками и прочими строениями, в которых будут заселяться НПС.

Игра имеет двухмерный вид и пиксельную графику, мир устроен по типу песочницы и открыт для свободного исследования во всех направлениях. То есть, Terraria представляет собой удачное сочетание сразу нескольких жанров: платформера , RPG и сурвайвала, где можно строить, крафтить, путешествовать и сражаться с разнообразными врагами, включая боссов.

Также в Terraria доступен режим совместного прохождения, позволяющий отправиться в приключение по здешнему огромному пиксельному миру вместе с приятелем. Кстати, мир при каждой новой игре генерируется случайным образом. Также присутствует простенький редактор персонажа, позволяющий придать своему миниатюрному протеже уникальный внешний вид.

За годы существования и развития сегмент инди игр многократно трансформировался и становился все популярнее. Появились даже свои инди-издатели, вроде компании Devolver Digital, которая берет под свое крыло независимые студии и помогает им с продвижением проектов. Тем не менее, мы рассмотрим в рейтинге лучшие инди игры в классическом понимании этого термина – те, которые были изданы разработчиками самостоятельно. Итак, начнем:

10. Oxygen Not Included

Симулятор космической колонии от студии Klei Entertainment, известной по дилогии Shank, стелс-экшену Mark of the Ninja и симулятору выживания Don`t Starve. Oxygen Not Included предлагает игрокам управлять поселенцами-колонистами, которые высадились на астероид и основали там поселение.

Одной из особенностей это инди игры на ПК стал хардкорный геймплей: жить в условиях нехватки ресурсов, очевидно, непросто, и руководителю колонии придется учитывать множество нюансов ее жизнедеятельности, в том числе личностные характеристики поселенцев. Впрочем, выживать здесь не только сложно, но и очень интересно, поэтому игра заслуживает места в нашем списке.

9. Thimbleweed Park

8. Hob

«Лебединая песнь» студии Runic Games, известной также по хитовой дилогии Torchlight, – вскоре после выхода Hob студия закрылась. Игра предлагает геймерам отправиться в путешествие по загадочному миру, где их ждут многочисленные сражения и увлекательные головоломки . Hob рассказывает историю без диалогов и текста: игрок узнает о прошлом и настоящем игрового мира, исследуя его территории, проникаясь его атмосферой и наблюдая за его обитателями.

7. Hollow Knight

6. The Escapists 2

«Самиздат» в сегменте инди позволяет разработчикам реализовывать в играх самые смелые идеи, не оглядываясь на издателей, которым они могут не понравиться. Одним из таких смелых и необычных проектов является The Escapists 2 – симулятор побега из тюрьмы .

Здесь игрокам нужно в одиночку или совместно с друзьями (поддерживается кооператив для 4 участников) разработать и воплотить в жизнь план освобождения из заключения. Как это сделать – решать самим героям: вырыть подземный ход, подкупить охрану, устроить бунт, притвориться мертвым и попасть в слабо охраняемый морг и так далее. При этом, в процессе подготовки плана побега важно не забывать соблюдать распорядок тюрьмы, чтобы не навести на себя подозрения раньше времени.

5. Hand of Fate 2

4. The Long Dark

Симулятор выживания с потрясающе красивыми пейзажами и хардкорным игровым процессом, который забрасывает игрока в суровый холодный мир. Земля пережила глобальную геомагнитную катастрофу, и люди теперь вынуждены выживать в условиях экстремальных холодов.

The Long Dark выступает обучающим пособием на тему «Как не замерзнуть посреди снежной пустыни»: здесь геймплей максимально приближен к реальности, а игроку необходимо учитывать массу факторов, от температуры окружающей среды до уровня усталости и голода персонажа. К пронизывающему холоду, постоянной нехватке ресурсов и рыскающим по округе голодным хищникам прибавляется функция перманентной смерти , что делает проект очень сложным, но в то же время одним из самых интересных в жанре.

3. Hellblade: Senua`s Sacrifice

Пример того, как студия на голом энтузиазме может создать настоящий шедевр. Hellblade: Senua’s Sacrifice – это инди-игра ААА-класса: с шикарной графикой , отличным сюжетом и незабываемым звуковым оформлением.

Студия Ninja Theory, известная по Heavenly Sword, Enslaved и DmC: Devil May Cry, самостоятельно профинансировала игру своей мечты, поставив на кон все: в случае провала Hellblade вряд ли игроделы смогли бы продолжать действовать в качестве независимой команды. В целях экономии в ход шли все средства: разработчики построили собственную студию захвата движений, а главную героиню сыграла сотрудница Ninja Theory.

Результат превзошел все ожидания: Hellblade: Senua`s Sacrifice – это качественный боевик, погружающий игроков в глубины подсознания страдающей психическими расстройствами кельтской воительницы. Игра впечатляет, увлекает и интригует, так что обязательно стоит скачать ее, если вы цените хорошие слэшеры .

2. Cuphead

Платформер, вдохновленный классическими диснеевскими мультфильмами 1930-х годов и разрабатывавшийся долгих семь лет. Игра интересна отсутствием рядовых противников (не считая не обязательных для прохождения уровней) – каждый враг здесь является боссом, которых здесь насчитывается несколько десятков. Причем к каждому из них необходимо найти уникальный подход с определенной тактикой боя.

Cuphead подарит вам незабываемые впечатления: во-первых, визуальным стилем, аналогов которого не найти ни в одной игре, во-вторых, сложностью прохождения. Хардкорный геймплей платформера проверит ваши рефлексы на скорость, а нервы – на прочность, поэтому не лишним будет позвать напарника для совместной игры.

Приключений за последние несколько лет.

Игрокам предстоит принять участие в захватывающей истории, в ходе которой они будут вершить судьбы мира, спорить друг с другом, сражаться с многочисленными врагами, творить добрые дела и мелкие злодейства. Divinity: Original Sin 2 дарит героям полную свободу действий: здесь можно стать кем угодно, делать что угодно, идти к цели любыми путями, а при желании – перевоплотиться в роль гейм-мастера и создавать собственные приключения, ограничиваясь лишь своей фантазией.

Напоследок я бы хотел рассказать вам об инди-играх последних шести лет. Их безумное множество, перечислить только часть из них - это уже сложно. А я попытался выбрать из них лучшие. Приступим.

Super Meat Boy

Ключ Super Meat Boy за 315 руб.

Одна из известнейших инди-игр, которые появлялись на этом свете. Super Meat Boy в первую очередь знаменита тем, что вводит вас в состояние ярости каждый раз, как у вас что-то не получается. Нет, дело не в игре, конечно. Она рассказывает о мясном человеке, который жил себе с девушкой и не тужил, но злой эмбрион в банке украл половинку и протагониста и забрал себе. Мясному парню нужно лишь взять себя в руки и спасти любимую!

Всего в игре шесть миров, в каждом из которых есть около 20 уровней на обычной и адской сложности. Каждая из сложностей проходится отдельно, поэтому я не могу сказать, что здесь вы можете выбирать (к примеру, в адском мире всегда есть одна варп-зона). Придется прыгать по уровням, отскакивать от стен, уворачиваться от монстров, снарядов и всего остального, что может убить вашего героя.

С самого начала вы не поймете, почему именно игра сложная, но пытаясь пройти адскую сложность во втором мире вы начнете представлять, что будет в конце. Есть и битвы с боссами, которые достаточно интересные и нестандартные. Да что там может быть стандартного, когда герой не может ни к чему притрагиваться. Не советую игру «людям-100%-щикам»: пытаясь пройти все на A+, собирая все пластыри и находя все «варп-зоны», он может просто что-нибудь сломать. Либо просто не заметить, как ему хочется пить и получить обезвоживание. Игра ведь увлекает.

Spelunky


Ключ Spelunky за 430 руб.

Spelunky - это веселое приключение, которое отправит вас исследовать опасные, но богатые шахты. Это не просто adventure, так как в ней есть примесь любимого многими roguelike. Вы будете управлять довольно носатым, но милым искателем золотишка, который пришел в шахты ради наживы и девушек, которых можно спасти. Чем больше золота вы соберете, тем лучше для вас. Но есть два момента, которые точно устанавливают здесь roguelike задатки: после смерти все начинается сначала и каждый раз уровни генерируются по-разному.

Главный герой имеет в арсенале хлыст, «крюк-кошку» и множество других вещей которыми он может пользоваться во время своего путешествия. К примеру, поставив бомбу, можно прочистить себе путь, но надо быть предельно осторожным. Всего есть 16 уровней, четыре мира, и в каждом вас будут поджидать столько опасностей, насколько только это возможно. Сначала игра кажется очень милой и интересной, но поиграв пару часов, ты начинаешь понимать, что это настоящее кровавое месиво, требующее, чтобы вы сбивали ваши руки в кашу и отточили реакцию до животной.

Вы умираете от всего, будь это ваша бомба, крыса, ловушка, или торговец, который оказался вами оскорблен. Кажется, что создание игры началось с того, что разработчики придумывали именно способы умереть, а не что-то другое. Но это не делает игру плохой - наоборот. Поэтому, чем больше вы умираете, тем больше опыта набираетесь. По такой системе работают все рогалики всех годов: ни в одном из roguelike нельзя просто взять и не умереть свыше 1000 раз. Игра для тех, кто любит вызов. Для тех, кто любит золото. И еще для тех, кто любит достижения в Steam (Обожаю их).

Braid


Ключ Braid за 435 руб.

Это платформенная головоломка, разработанная всего одним человеком. Braid получилась замечательной, а поэтому, конечно, разработчику я посылаю большие лучи уважения. История достаточно загадочна, хоть и рассказывает о парнишке по имени Тим, который хочет спасти принцессу от монстра. В сюжете дается очень много подсказок, которые представляют историю в виде кучи интерпретационных вставок: начиная от простой разлуки и заканчивая разработкой атомной бомбы.

Всего будет шесть миров, но начнете вы свое путешествие со второго. Позже вы все поймете. Если, конечно, сможете пройти игру. Она действительно очень сложная и попадает в тот самый список эталонных головоломок, в которых дана свобода перемещения по уровню, но при этом не сказано, как именно и что сделать. Над некоторыми уровнями мне приходилось думать часами. Если вы не будете сдаваться, то рано или поздно сможете понять, что к чему, не беспокойтесь.

Все задумки будут связаны с управлением временем. Вы можете в любой момент возвратиться назад во времени, попасть в «петлю замедления», разделить свою судьбу на два отрезка и даже двигать время только в одну сторону. Такие головоломки никогда ранее не появлялись на наших компьютерах, и поэтому к такой игре просто нельзя подготовиться заранее. Берите себя в руки, предупреждайте свои извилины и вперед!

Don’t Starve


Ключ Don’t Starve за 315 руб.

Отличная приключенческая инди-игра с отлично реализованной survivle-составляющей. Don"t Starve рассказывает о множестве людей (всех персонажей можно открывать по мере прохождения), которые попадают в мир, созданный Максвеллом - странны мужчиной, который больше похож на дворецкого, чем на какого-нибудь злодея. Сейчас в игре есть два режима: выживание и приключение.

В первом нужно выжить настолько долго, насколько это возможно. Чем дольше вы проживете, тем больше вы получите опыта и тем больше откроете персонажей. Каждый персонаж, кроме самого первого, обладает интересными способностями. Хотя и первый тоже: у него растет борода. Но также через портал Максвелла вы можете попасть в Приключение, которое подарит вам часы и даже дни увлеченного прохождения.

Сейчас версия стабильная, но идет разработка мультиплеера, что сделало бы игру еще интереснее и сочнее. Всего в Don"t Starve 11 персонажей, а поэтому, скорее всего, можно будет комбинировать героев с хорошими умениями и делать игру чуть легче и намного интереснее. Особенно интересно будет проходить приключение вместе. Поэтому, конечно, надеемся и ждем.

VVVVVV


Ключ VVVVVV за 135 руб.

Еще одна хорошая игра, которая разработана всего одним человеком, хоть музыку делал и другой. Сейчас этот платформер побывал на очень многих платформах, в том числе и на мобильных. Она выполнена в очень интересной Atari-стилистике, где почти ничего непонятно и выглядит квадратным, но при этом все равно остается довольно интересным и увлекательным.

История рассказывает о космическом корабле, на котором случилось авария. Капитан корабля - отважный и привлекательный пиксельный мужчина - собирается вытащить из этой проблемы всю свою команду, а для этого придется пройти десятки различных уровней, на которых полно опасностей, врагов и прочего. Наш протагонист не умеет прыгать, но он может менять гравитационное поле. То есть, он может стоять как на полу, так и на потолке. При этом камера меняться не будет.

Игра не любит тех, кто не любит стремиться к победе: уровни в VVVVVV ужасно сложные и никто не собирается вам помогать. Только самые отважные и терпеливые смогут добраться до конца. Не сломайте ничего, пока играете. Жалко будет монитор. Лучше сразу примите успокоительное и начинайте играть. Музыка, кстати, в этой игре просто великолепная. Я от нее без ума.

Terraria


Ключ Terraria за 115 руб.

2D инди-песочница, которая является второй нашумевшей инди, где можно строить все, что хочешь, после хорошо нашумевшего Майнкрафта. Как вы понимаете, вы будете видеть в игре все немного по другому. К примеру, так как было бы очень сложно играть, если бы вы видели только один блок под собой, вам дается возможность видеть все примерно в радиусе 10 блоков.

В Terraria , как и в Minecraft , нет никакой цели, и поэтому пройти ее невозможно. Но в первой есть довольно много интересных моментов, которых нет в других играх. К примеру, как только вы построите дом, к вам начнут приходить НПС. Чем больше комнат и выполненных условий, тем больше полезных людей у вас появится: продавцы, медсестра и так далее. На вас могут напасть гоблины, может начаться ночь кровавой луны, вы можете сразиться с огромным глазом, скелетом, подземный червем и так далее. Столько всего, чем можно заняться!

А сколько в Terraria интересных биомов (земель): пустыни, равнины, джунгли, темные земли и многие другие. Вы даже можете спуститься в ад и сразиться с огромной стеной, после чего жизнь вам покажется одной из самых сложных вещей в этом мире: все станет в разы сложнее и интереснее. Вы можете коллекционировать статуи, артефакты, побывать на летающих островах и все другое, что только существует. А еще можно легко играть с друзьями. Что еще нужно для счастья?

The Binding of Isaac


Ключ The Binding of Isaac за 185 руб.

По идее, Binding of Isaac - это самый дружелюбный рогалик из всех существующих на сегодняшний момент. Все, что нужно: случайно генерирующиеся уровни, смерть - это вся игра на смарку, сотни разных предметов, которые вы можете подобрать и надеть на себя, десятки различных мини-боссов и боссов и довольно интересная история. И персонажи, которых можно открывать. И сценарии, которые также можно проходить. Столько всего, столько всего! Эта игра увлечет любого, кто сможет прожить в ней как минимум два этажа. Я сам прошел ее.

Сюжет основан на одной из библейских историй. Она расскажет о Исааке и его маме, которые жили долго и счастливо, пока странный голос с небес не велит матери отобрать все у ее сына. Еще немного, и она попытается его убить, но протагонист Исаак вовремя успевает убежать из дома с помощью люка под ковром. С этого и начинаются его приключения. Всего в Binding of Isaac , кстати, 13 концовок. Кто бы мог подумать.

В игре есть такие интересные моменты, как «суперсекретные» комнаты, сделки с дьяволом, главные боссы и прочее. Вам нужно поиграть примерно сотню-другую раз, чтобы собрать все предметы и найти все секреты этого замечательного рогалика. Совсем скоро, кстати, должна выйти Binding of Isaac: Rebirth , которая должна быть раза в три интереснее, чем ее предшественница. Я сам ее жду. Хотя иногда вижу писанину о том, что она вышла. Это же неправда?

Limbo


Ключ Limbo за 190 руб.

Limbo - это инди-платформер, в котором есть часть головоломки и часть хоррора. Он рассказывает о мальчике, который потерял свою сестру и отправляется на поиски, оказавшись на краю того ада, в котором он очутился. Нужно будет разгадывать кучу разных загадок, а иначе пройти игру не получится: все, что существует в этом мире, попытается вас убить или от вас убежать. Никто не хочет дружить с потерявшимся мальчиком. А то еще ответственность придется брать.

Limbo ужасно атмосферная: все в серых цветах и довольно страшно выглядит, если видишь в первый раз. Особенно мне не нравятся личинки, которые проникают в мозг другим существам и управляют ими. С такими вам тоже придется «сражаться». А так, у вас нет оружия, с помощью которого вы бы могли кого-нибудь просто взять и убить. У некоторых игра может вызвать приступы неконтролируемой ярости и небольшие трещины в мозгу.

Mark of the Ninja


Ключ Mark of the Ninja за 275 руб.

Хорошая инди-игра в жанре стэлс-экшена, которая будет рассказывать о ниндзя, который будет зваться Чемпион. В отличии от других у него нет вменяемого имени, но это не делает игру хуже, уж поверьте. Вся техника прохождения будет склоняться на прохождении «Никто меня не увидит»: вам придется избегать контакта с противником и обезвреживать ловушки. Протагонист также может прятаться во всяких люках и за предметами интерьера, если они вообще присутствуют.

Главное оружие, принадлежащее Чемпиону: это меч, с помощью которого можно делать бесшумные убийства, а также бамбуковые дротики, которые не нужны для убийства, но полезны в случаях, когда нужно уничтожить источник света или отвлечь внимание противника неизвестным стуком в темном углу. Но хоть у вас и есть оружие, вы можете проходить игру не трогая никого, кто вам встретится (Хорошая концовка из Dishonored получалась таким же образом).

Вам также могут встретиться комнаты с головоломками, скрытые артефакты, бонусные задания, которые выдаются на каждом уровне, и много другое. Естественно, что от Mark of the Ninja будут без ума любители ниндзя-тематики (на 70% это дети, но все же), а также те, кто обожает проходить игры, требующие от игрока абсолютной тишины и осторожности.

Papers, Please


Ключ Papers, Please за 315 руб.

Papers, Please - это великолепная инди-игра, которая по совместительству является симулятором работника иммиграционной службы. Вам придется сидеть в небольшой будке и проверять документы приезжих жителей, выявлять несоответствия и, получается, пропускать или выпинывать бедняжек в зависимости от ситуации. Втык вам будут давать как за человека, которого не пропустили без причины, так и за иммигранта, который подделал либо забыл какие - либо документы.

С каждым в очереди придется работать достаточно долго: нужно проверить соответствие даты, фотографии и всего другого. Даже если окажется так, что в паспорте был указан женский пол вместо мужского, и вы пропустили человека с такими документами, вам выпишут предупреждение за недобросовестную работу. Старайтесь, а иначе вас расстреляют и повесят на главной площади. И обворуют. Там с лентяями всегда так обходятся. А еще помните про наставления от начальства: иногда придется не давать проходу определенным жителям.

Для тех, кто не знает английского, эта игра будет сложной и непонятной: многие наставления и другие моменты, связанные с вашей работой, могут быть пропущены, и тогда оплеух вам не избежать. А ведь любой человек, подделавший документы, может оказаться преступником, который перестреляет половину вашего города. А еще игра может показаться отвратительной для тех, кто обожает красивую графику: здесь ее нет. Я вас не напугал? Тогда вперед! Слава Арцтоцке!

Fez


Ключ Fez за 150 руб.

Это инди-головоломка, которая отправит вас в двухмерный... нет, трехмерный... нет, все же двухмерный мир. На самом деле с этим здесь непонятка: вы находитесь во втором измерении, но в любой момент можете поменять его на другое. Всего, как вы понимаете, их должно быть четыре, если не брать в голову нереализованные возможности, перемещающие вас, к примеру, под главного героя (Хотя такая возможность в прах уничтожила бы всю замечательную задумку разработчиков)

История расскажет о маленьком и милом человечке по имени Гомес, который всю жизнь жил в двухмерном мире. Однажды, он нашел трехмерный куб, который, конечно, показался ему ужасно странным. Он дал протагонисту феску, надевая которую ты можешь исследовать мир в трехмерном измерении. Теперь ему предстоит найти части гиперкуба, который недавно взорвался, а иначе весь мир погрязнет в тьме и все существа умрут. Торопитесь!

Всего вам придется собрать 32 кубика, которые разбросаны по всему миру. Придется проходить всяческие подземелья и прочие ямы ради того, чтобы найти хотя бы один кусок. Как только вы поиграете пару часов, то сразу сможете спокойно ориентироваться в этом 2-3D пространстве. Fez явно стоит того, чтобы ее пройти.

The Stanley Parable


Ключ The Stanley Parable за 555 руб.

По моему собственному мнению Stanley Parable - просто богоподобна. Отличный сюжет, десятки концовок, замечательный голос диктора, который направляет нашу жизнь в нужное ему русло и замечательный юмор. Я готов пожать руку как разработчику, так и сценаристу. Игра будет рассказывать о жизни офисного работника. А ведь все мы знаем, что работа в офисе - это худшая в мире работа. Теперь вы сможете узнать, почему.

История будет рассказывать о том, как в один прекрасный день цикл «офисного работника» прервался: все коллеги главного героя пропали. В здании, где он работал, никого не осталось, и только вы решаете, что теперь вам делать. С самого начала вас встретит рассказчик с красивым голосом, который, кажется, просто объясняет, что к чему, но на самом деле это очень интересная персона, которая будет фактически разговаривать с вами. Если вы хотите начать смотреть на мир другими глазами - эта игра точно для вас.

Crypt of the NecroDancer


Ключ Crypt of the NecroDancer за 250 руб.

Одна из лучших инди-игр, которая когда либо появлялась. Честно. Crypt of the NecroDancer - это «рогалик» с известными нам правилами: если вы умираете - то начинаете с самого начала, каждая новая игра всегда выглядит абсолютно по-другому, и вы всегда можете открывать новые вещи для прохождений, сражаться с боссами и, наконец, добраться до конца игры, что нереально сложно. Вот только все это вы будете делать... Под музыку! Да, движение и атака осуществляется только с определенной скоростью, под «бит», и монстры двигаются под него же. Если вы попытаетесь двигаться как всегда - вы будете стоять в ступоре. Вот такая вот игра.

Графика просто прекрасно смотрится, как и рисовка в целом. Очень интересно выглядят монстры, и очень необычный подобран концепт для боссов. Каждый монстр имеет разные фишки (к примеру, один из вражеских рыцарей при ударе по нему будет отступать на клетку, и в следующий «бит» делать рывок на персонажа), и было бы неплохо знать эти фишки наизусть, если вы, конечно, хотите хотя бы раз пройти игру.

Есть очень много персонажей, каждый из которых являет собой совершенно разные механики. К примеру, один из героев не пользуется обычным оружием в принципе, но имеет бесконечный запас бомб, которые наносят огромный урон врагам. Вы не поверите, насколько динамична Crypt of the NecroDancer , и как надолго может затянуть. Музыка - шикарна, но вы можете выбрать что-нибудь из собственной Steam-коллекции: программа сама подстроится под нужный бит. Готовы ли вы достигнуть конца игры? Готовы ли вы тысячи раз умирать и учиться на своих ошибках? Тогда вперед!

Shadow of the Colossus все было примерно так же, но, по моему, было чуть больше боссов. Да и дух захватывало куда больше. Однако, для инди-игры Titan Souls даже слишком хороша. Её пиксельное окружение при всей своей простоте все равно завораживает, а каждый босс может похвастаться уникальными ударами и характеристиками. Вы же.. Обычный парень, у которого есть лишь меч и лук. Но даже с этими вещичками он победит любого, лишь бы только у игрока руки прямые были.

Никаких улучшений, никаких уровней. Здесь вам не корейская гриндилка где даже думать не надо, о нет. Именно поэтому я не могу рассказать больше, ничего не спойлернув. Так что вперед и с песней, к вам уже выстроилась огромная очередь боссов, желающих побороться.

Undertale


Ключ Undertale за 600 руб.

Должен ли я что-то говорить? Даже тот, кто совсем ничего не знает о мире видеоигр, думаю, уже знает об Undertale , ведь она уже давно известна по всему миру. Она получила столько наград, сколько было вообще возможно для обычной инди-игры, и является настолько глубокой, насколько это возможно. Имеет в себе 3 различных концовки, и некоторые смешения между ними.

Прекрасная и незабываемая история, смешанная с удивительными саундтреками отлично сочетаются с механикой игры. А ведь это РПГ, но когда вы защищаетесь от удара... Ой, я не хочу это рассказывать. Для каждого, кто еще не играл в Undertale , любая мелочь будет интересна. Мне нечего сказать о ней, и очень не хочется рассказывать слишком много. Даже не задумывайтесь. Просто купите и поиграйте. Вы будете без ума от Undertale . Я, к примеру, уже зависим.

На этом список инди-игр заканчивается. Готов также сообщить о том, что списки игр на 2009-2015 год у нас тоже завершились. Будут ли такие же списки на другие временные отрывки - не ясно, но мы будем держать вас в курсе этого дела.

Новое на сайте

>

Самое популярное