В отпуск из Перми на Сахалин

Моя подруга уехала из Перми жить на Сахалин, тогда мы были уверенны, что это навсегда. Однажды она приехала в Пермь в отпуск вместе с мужем. Они так интересно рассказывали об острове, его природе, красоте, что мы загорелись идеей съездить туда к ним в гости. Заранее купили билеты на самолет, почти за год до вылета из Москвы в Южно-Сахалинск и обратно на сентябрь 2016 года. Билеты тогда нам обошлись примерно в 30 тысяч рублей на двоих. Само собой прямых рейсов из Перми туда не было. Говорят, удобнее лететь через Новосибирск, но об этом мы узнали уже позже. С билетами на остров все сложно, их действительно нужно покупать сильно заранее, можно туда еще приехать на пароме из Владивостока и других ближайших материковых городов, но это менее надежный вариант, особенно если в запасе всего пара недель отпуска.

Южно-Сахалинск

Небольшой город примечателен тем, что в самом центре его есть красивая гора и горнолыжный курорт, с подъемником с кабинками, с трассами для велосипедов и кафе на вершине. Город с невысокими зданиями, в основном пятиэтажками, суровым климатом и большим количеством русских корейцев. Здесь очень доступный спорт, а работа в бюджетных организациях - престижна: новые школы, садики, спортивные комплексы и площадки, музеи — все это выглядит намного лучше, чем у нас. На дорогах одни праворукие машины, привезенные в основном из Японии, маленькие автобусы, разномастные рекламные плакаты.

Все самое красивое на острове создано природой. Сопки, океан, огромные реликтовые лопухи. Но еще мне понравилось смотреть на порты, мы видели, как от завода отправляется гигантский танкер, груженый газом - завораживающее зрелище.

Цены на острове

Все дорого. В разы дороже, чем у нас на Урале, особенно продукты, которые привозят на остров. Мы были к этому готовы, а жить мы планировали у друзей, вещей взяли минимум, и погнали, но даже не смотря на это отпуск вышел по стоимости примерно как в Европу съездить, сильно дороже той же Турции и горящих путевок в жаркие страны (напоминаю, это сентябрь 2016 года).

Мы думали на острове морепродукты будут стоить копейки, но нет, цены на них такие же, как и у нас, или чуть чуть ниже, зато все супер свежее и очень вкусное, с минимумом соли и без консервантов, а Коля до сих пор охотится на настоящий сахалинский консервированный салат из морской капусты. Мы пробовали все: самым вкусным мне показался палтус, икра и мясо красных рыб, корюшка, а вот вкуса гребешка мы не поняли.
Фрукты и овощи, кисломолочные продукты там дорогие (даже в сентябре), и мы их по началу не покупали, экономили. Но от этого с нами чуть не случилось белковое отравление. Мне уже через несколько дней до тряски в руках захотелось яблок и салата из свежих овощей. Но про еду я напишу еще отдельно.

По началу мы ходили по супермаркету и фотографировали ценники, а потом привыкли. Еще здесь очень много всего китайского, корейского и японского.

Медведи

Самый большой страх – это медведи, которые гуляют везде и повсюду. Ежегодно кто-то гибнет в их лапищах (как рассказывают местные). Мы медведей не видели, купили свисток и когда ходили в безлюдные места, шумели всем, чем могли. Продавец в охотничьем магазине, отбивая нам свисток и газовую дуделку (такими пользуются фанаты на стадионах) прищурил свои узкие глаза и певуче спросил: "Стаааршно?", ну и сам поржал над своей шуткой, а нам тогда действительно было страшно, что в лес надо брать не средство от клещей (которые там тоже есть, но осенью редко встречаются), а средства от медведей, которых, оказывается  много всяких, но  вот незадача - закончились.

Местные, когда ездят на природу, предпочитают спать в автомобиле, а не в палатке. Так медведь не достанет.

Грязевой вулкан

Больше всего мы боялись медведей, когда шли на грязевой вулкан. Погода испортилась, мы не знали чем еще заняться в городе, решили поехать на грязевой вулкан. Почитали про него в интернете, что идти 7 км в одну сторону по заброшенной дороге, посмотрели фотографии и пошли.

Нашли мы место, откуда начинается тропа, кроме нас ни одной машины, ни человека, дождь начал капать, а мы одеты по городскому: джинсы, кроссовки, ветровка, но возвращаться ни с чем не хотелось и мы пошли. Тропа благоустроенная, в то время как раз там ставили указатель, делали лестницы, на каждом километре пути - вдохновляющие надписи с количеством оставшихся и пройденных километров пути, информационные стенд о флоре и фауне. Кстати о фауне, в самом начале тропы стоит огромный плакат с медведем. Ножки наши задрожали. Но медведи не самое страшное, как мне кажется. Эта заброшенная железная дорога проходит через три туннеля, один из них самый длинный и жуткий, особенно когда фонарик у тебя только телефонный.

Шли мы  7 км пешком по лесу, по заброшенной и разобранной железной дороге со свистком, вувузелой и сердцем в пятках. Пробирались по трем темным туннелям, один страшнее другого. Карабкались, скользили, перепрыгивали, переползали, шлепали по размытой глинястой лесной тропе вдоль ручья, увязая в размытой глине, промокли, конечно, до нитки, дождь то заканчивался, то снова наряжал свою шарманку. Мы старались разговаривать погромче, кто-то дул в свисток, я гремела бутылками. Медведей, и не только их, мы всех распугали, но пару раз все-таки услышав незнакомый шум трусили. А когда дошли мы до вулканов, увязли в размокшей глине, не было там, конечно же, ни живописных трещин, ни булькающего и выпускающего пузыри вулкана.

Нашли красное глиняное скользкое и хлюпающее под ногами болотище. Запаха неприятного нет. Вокруг тишина, сопки в тумане, зелень очень сочная, ели сухие, как на болоте - красивый пейзаж. Мокрые, теперь мы были еще все в глине, на каждой ноге по размокшему кирпичу прилипло. Развернулись мы и потопали восвояси. Самые яркие впечатления в памяти оставил не вулкан, а темные тоннели и чувство страха в безлюдном лесу, кишащем медведями (по словам местных жителей). На вулкан этот обязательно надо идти после нескольких засушливых дней, иначе увидите то, что можно найти почти в любой уральской деревне.

А вечером, вернувшись в город, мы пошли в корейскую баню!

Корейская баня

Очень рекомендую! В целом, нам не повезло с погодой, большую часть отпуска были дождливо и прохладно, поэтому в баню за неделю мы успели сходить два раза. Сначала удивлялись людям, которые здесь настолько расслабляются, что прямо спят глубоким сном в комнате отдыха. А на второй раз и сами сладенько уснули. Это общественная баня, которая чем-то похожа на наши аква-центры. При входе посетители оплачивают билет (он не зависит от количества часов, проведенных в комплексе, это, пожалуй очень важное отличие от всех русских бань), получают чистую одежду (кимано и штаны или шорты с футболкой), а дальше мужчины направо, женщины налево - в свое отделение. На первом этаже банно-душевые комплексы раздельные для мужчин и женщин: с парилками, бассейнами и помывочной. В парной вместо печи и камней - трубы с паром, который регулируется вентилем. В остальном - все как у нас. Здесь люди моются, парятся, отдыхают, а потом одевают полученную на входе одежду и идут на общий второй этаж - огромную зону отдыха с уютными мягкими креслами, приглушенным светом. Здесь можно поесть, выпить чай или пива, сходить в соляные комнаты с разными температурами, на массаж и к косметологу, а можно просто поспать, здесь время летит незаметно. Выход со второго этажа снова через первое отделение, снова парилка, душевые, и бассейны.  Сюда приходят на целый день или хотя бы часа на четыре.

Бухта Тихая

Мы ездили к океану трижды, в разных направлениях от Южно-Сахалинска. Самая красивая дорога острова - на восточном побережье. Едешь и любуешься огромными волнами. Можно остановиться, выйти из машины и бродить по песку в свое удовольствие. Она привела нас в любимое место отдыха местных - бухту Тихая. Ехать далеко, поэтому мы взяли на прокат вторую машину (универсал), чтобы можно было в ней спать, и уехали из города с ночевкой. Добирались долго, гуляли по берегу, готовили ужин, залезли на скалистый берег и залюбовались закатом, а потом долго не могли спуститься, так как тропинка, по которой карабкались вверх теперь, в сумерках, казалась отвесной, скользкой и неприступной. Хорошо, что метрах в трех-ста от нее был натянут канат для спуска. В машине было спать не привычно, я проснулась очень рано, до восхода солнца, от криков чаек, взяла фотоаппарат и телефон, разбудила мужа, и мы пошли бродить по берегу. Был сильны отлив. Мы наблюдали, как лучи солнца окрашивают горы и песок оголившегося дна моря в разные цвета, как чайки кружат над волнами, как маленькие крабы зарываются в песок, как одинокая рыбка мечется в небольшой луже оставшейся после отлива.

Погода в эти два дня порадовала нам солнцем и легким морским бризом, ветер был сильный, но не холодный, мы даже искупались в холодном Охотском море.

По дороге до Взморья мы пособирали янтарь на побережье, купили и съели краба, осматривали достопримечательности, попадающиеся на пути.

Крабы

Все, наверное, пробовали крабовые палочки или крабовре мясо - это окрашенный и ароматизированный минтай. Мы здесь купили в магазине и попробовали крабовые палочки, настоящие: лапки крабов, отваренные, очищенные и замороженые. Так вот, по вкусу они ОЧЕНЬ похожи на то, что продают у нас. Я была сильно удивлена. Только наедаешься настоящими гораздо быстрее. Они очень сытные.
А потом мы купили у рыбаков в поселке Взморье свежесваренных крабов, а вот здесь уже другой вкус. Невзрачный с виду камчатский краб был очень вкусным, в нем было очень много мяска, мало соли, и само мясо - нежное. А вот красивый, красный краб, с которым все хотели сфоткаться, внутри оказался полупустым и пересоленным, жестким. Говорят, это обычное явление. Но попробовать обязательно нужно, обязательно свежего, не замороженного. Таких продают в Южном в магазине, но у рыбаков - в 2 раза дешевле.

Лягушка

В 20 минутах езды на машине от Южного есть отличное место для тех, кто любит природу, горы, ходить пешком. В 3 км от поселка Весточка есть большая каменная глыба — останец, похожий внешне на лягушку. Но туда стоит поехать не только, чтобы сфотографироваться на «голове лягушки», а чтобы насладиться очень живописной тропой, ведущей вдоль шумного горного ручья. Потом карабкаться по очень крутому склону горы, усеянному корнями деревьев, поваленными стволами. Поехать, чтобы в конце пути увидеть сопки, укрытые моросящими облаками, почувствовать силу ветра на своем лице, посидеть на краю скалы, ощутить ту высоту, на которую взобрался.

О морской рыбалке на камбалу

Мой папа рыбак, мы с детства умеем рыбачить, папа нам выдавал легкие тростниковые удочки, которые мы часто ломали, запутывали и зацепляли за коряги на дне пруда. Мы часто сидели с ним (да и без него) на мостике, грохотали снастями, собирали разбежавшихся из банки червяков, иногда падали в воду, в общем, есть, что вспомнить. Но на море я ни разу не рыбачила. Когда нам предложили поехать на рыбалку в море, мы сразу же согласились.

Итак, как туда попасть? Позвонить по объявлению и договориться о дате поездки. Мы ждали 4 дня, пока закончатся дожди и стихнет ветер. Лёха заготовил снасти, Саня наживку, и рано утром мы отправились в очередное мини-приключение. Меня сначала вообще брать с собой не хотели, запугивали сыростью, холодом, морской болезнью и отсутствием туалета в лодке (при том, что прогулка длится 5 часов), но я все равно поехала, натянула термобелье, штаны и теплую кофту, куртку, шерстяные гетры, шапку и еще сверху дождевик, выпросила у Иринки резиновые сапоги. Взяла с собой подпопник. В лодке обязательно нужны резиновые сапоги и непродуваемая непромокаемая одежда. Вобщем, все что было с собой теплого, все пригодилось.

Мы доехали на машине (можно и автобусом) в Рыбацкое село рядом с городом Анива на пристань. Там всем выдали спасательные жилеты, один из них и завершил мой рыбацкий лук. Сразу сели в лодку. Я с утра ничего не ела и старалась не пить, боялась, что укачает или захочется в туалет. Нам повезло с погодой, море было спокойное, день солнечный и безветренный.

Я ловила рыбу на маленькую зимнюю удочку с большим грузилом и "тройником" (снасть из трех крючков) на конце лески, на каждый надо нацепить кусочек рыбы. Вся рыбалка - это опустить крючки с приманкой на глубину 15 и более метров на дно и ждать, когда рыба дернет леску. А дальше надо рыбку не упустить и шустро крутить ручку катушки. И да, здесь нужна хорошая катушка. Наша наживка рыбе показалась не вкусной, на нее не особо клевало, зато красные кусочки, торжественно выданные мне рыбаком кто-то сразу слопал, леска натянулась, я вытащила сразу две камбалы. Поймали мы не очень много, килограммов 5 - хватило чтобы наесться свежей рыбой. Мне попалась большая морская звезда, мы ее отпустили обратно в море. Говорят, сейчас уже не сезон, в вот весной рыбаки привозят рыбу мешками, продают или заготавливают на лето. Местные любят ловить корюшку.

У рыбалки в море много своих правил и нюансов. В байки, что в сезон рыба клюет даже на голый крючок, я больше не верю, но вот дернув резко удочку можно крючком зацепить рыбу и так ее и поймать, это строго запрещено. Ловить крабов тогда тоже было нельзя, мы покупали на рынке мороженных и у рыбаков вареного купили попробовать. Рыбалка меня впечатлила, и погода хорошая была солнечная, и волны небольшие, нас нисколько не укачало, а тянуть сразу букет из больших рыб очень приятно.

На следующий день мы поехали к морю на пикник, жарили пойманную  камбалу на гриле, ее вкус меня не сильно впечатлил, а вот остальные ценители рыбы причмокивали и нахваливали. Мне больше понравился кусок палтуса, купленный в магазине и приготовленный в фольге.

Растительность

Когда едешь в машине и смотришь на мелькающий в окне лес, он кажется совершенно обычным, таким же как у нас. Но потом, приглядевшись, замечаешь, что соотношение какое-то не такое: трава вся высокая, а вот деревья низкие. Очень многие из них, деревьев, повалены. Мы попробовали гигантские лопухи по-корейски в первый же день пребывания на Сахалине, а уже потом нашли его в лесу. По дороге на Лугушку их много. Лист по форме как у мать-и-мачехи, но диаметром около метра. Еще нашли несколько грибов в лесу, в основном синявок. Меня впечатлил бамбук, огромные растения похожие на гигантский пикан, цветы которого высотой 2-3 метра. Березы с первого взгляда больше похожи на осины, много лиственниц, пихт. Очень красивый здесь кедровник и мох, его окружающий. И да, мы не были на севере острова, там, говорят, вообще все по-другому.

Чем заняться на острове?

Если вам не где остановиться в городе, то заранее спланируйте свой поход, смело берите машину на прокат, снаряжение и уезжайте на природу. Только обратите внимание, что в прокате вы можете потерять много времени, так как с сервисом по крайней мере в 2016 году было все плохо (чтобы взять и сдать машину мы потратили часов 7 в общей сложности), а вот туристические сайты с маршрутами и поиском попутчиков, туристические тропы, все это очень даже хорошо организовано.

Дороги на острове не всегда в хорошем состоянии, с юга не всегда можно доехать до севера, мы ездили только до Взморья, Холмска и Корсакова, но и это нас впечатлило.
В Южно-Сахалинске замечательные парки, спортивные площадки, музей, баня опять же, сопка, мемориалы. В городе тоже есть, что посмотреть, один два дня на это хватит.

Мы уже собираемся, а я вчера долго не могла уснуть. В голове крутился список:
➕ переночевали в бухте Тихая, встретили рассвет. Первый раз спали в машине, еще и на самом берегу окена.
➕ обошли вдоль и поперек Южно-Сахалинск, прокатились на детской железной дороге от РЖД, проехали на великах по лыже-роллерной трассе, были в зоопарке и музее. Кажлый день любовались сопками.
➕ попали под ливень во время пикника у моря, несколько раз промокли до нитки, 5 дней из 14 радовались солнцу, наши лица даже два раза успели обгореть.
➕ 2 раза поели в японском ресторанчике
➕ 2 раза - в корейском
➕ попробовали гребешка, трубача, крабов, морской шиповник, морсик из клоповки (местной ягодки), пен-се, сундэ домашнего приготовления, чимчу, корейские салаты из папоротника, лопуха и грибов.
➕ поймали камбалу в море на удочки и даже одну руками.
➕ на грязевой вулкан сходили.
➕ на "лягушку" залезли.
➕ по побережью прокатились на праворукой машине.
➕ два раза были в корейской бане.
➕ поднялись на Горный Воздух на суперском подъёмнике. Очень захотелось покататься здесь зимой.
➕ не встретили медведя в лесу. Долго думала в плюс это или в минус написать. Все-таки плюс😊!
➕ искупались в тихом океане. Плюс два моря в копилку.
➕ насобирали янтаря, камешков и привезли песочка с пляжа.

А еще мы не успели:
➖ подняться на пик чехова
➖ увидеть котиков
➖ сьездить на курилы
➖ не съездили на рыбалку на красную рыбку
➖ не съехали с горы на борде или лыжах. Можно было на велике - не рискнули.
Есть повод вернуться.

Все, пора ехать домой.
Позже напишу еще один рассказ об отдыхе. О каком из плюсиков вам интересно почитать поподробнее?

#блогтуриста_о_сахалине

Самое запоминающееся

Это безлюдная бухта, где мы были в самые теплые дни и даже искупались в холодном северном море, это корейская и японская кухня, красная икра в большом контейнере, которую непременно черпаешь большой ложкой и мажешь толстым слоем на бутерброд, а то и суешь сразу в рот. Рыба, свежая, безумно вкусная.