Горный Алтай 2017

Слово Алтай для меня было чем-то волшебным, волнительным, меня тянуло туда уже много лет, и вот в 2017 году моя мечта осуществилась. Без связи, без gps (все сломалось прямо там), только wi-fi дозировано и телефон вместо фотоаппарата - полный digital detox. Эта поездка в горы изменила мою жизнь.

Почему Алтай?

Весной 2017 года я попала в Дживу и познакомилась с Галиной Наумкиной, одним из лучших преподавателей йоги Айенгара в Перми. "Я в этом году планирую три поездки - Аркаим, Алтай и Майкор!" - сказала она на одной из наших встреч. Алтай мне был знаком, туда меня тянуло уже много лет, а вот остальные слова я слышала впервые, но так они мне близки показались, захотелось поехать с Галиной везде. Дорога до базы очень сложная: 2 поезда (от Перми до Бийска), потом ехать на двух машинах с водителями таксистами, у мужа нет отпуска, да и не хочет он туда ехать, жить в палатках, тащить все на себе. Все эти сложности пугали меня безумно. Но тут появилась Ирина, которая была очень решительно настроена, ведь у нее всего 10 дней отпуска, поэтому мы быстро купили билеты на поезд, и начались сборы. Ехать впервые куда-то одной, с большим рюкзаком и палаткой, с незнакомым человеком, два дня на поезде. Для меня это был огромный шок, но так хотелось на Алтай, что я решилась. Мы, конечно, встретились и познакомились еще до поездки, а уже в поезде болтали не переставая, будто лучшие подруги после долгого расставания! И все у нас сложилось хорошо. Мы ехали в гости к Галине Николаевне, которая жила там уже почти месяц.

Как добраться до Горного Алтая из Перми

Сначала поездом Пермь-Новосибирск, а там пересадка на другой: Новосибирск - Бийск. Если и другие варианты, но прямого поезда нет. Больше суток ехать, на минуточку. И вот мы уже в Алтайском крае, а нам, оказывается еще ехать 8 часов до базы Кочевник, которая находится около села Чибит в республике Горный Алтай (будьте внимательны, когда будете скачивать карты, я конечно же не то скачала - Алтайский край и Горный алтай - это разные вещи, хотя и соседние. Пришлось скачивать карту нужной местности по дороге).

В Бийске можно сесть на автобус до Горно-Алтайска или поехать на машине. И да, таксистов там много, но они ждут, пока машина не будет полной. Через пару часов мы уже в столице республики - в маленьком городке Горно-Алтайск на автовокзале, где нас ждал водитель на длинную дорогу до Кочевника. Да, можно поехать на автобусе, который идет до села Акташ, но даже местные ездят на таких вот машинах. Водители ездят по чуйскому тракту несколько раз в неделю, возят пассажиров, думаю, еще можно в blablacar поискать машину. В следующий раз мы планируем ехать на микроавтобусе из Новосибирска сразу до базы Кочевник, сравним, что оптимальнее (прим: Новосибирска до Чибита дорога примерно 12 часов занимает. В следующий раз мы поехали именно так, взяв машину в прокате. Но это уже другая история).

Чуйский тракт

Дорога от Новосибирска до Монголии называется Чуйским трактом. Тракт проложен вдоль реки Катунь, а потом вдоль реки Чуя. Мы проехали много красивых мест, на некоторых останавливались, от водитель рассказал нам интересные истории о местных жителях, обычаях и приметах. Например, когда едешь по мосту через сильную горную реку, надо загадывать желание, и оно обязательно сбудется.

Чуйский тракт - одна из самых живописных дорог России, за окном сменяются пейзажи: леса, поля, горы, степи, водопады, быстрые горные реки, ледники, перевалы, мосты, небольшие поселения с 1-2 этажными домиками, базы отдыха, а еще коровы, овцы, лошади - их встречаешь в огромном количестве, они стоят, лежат, переходят дорогу, водитель виртуозно маневрирует, иногда даже не притормаживая. А вот людей почти нет. Животные здесь гуляют сами по себе, а вокруг - огромные пространства, свежайший воздух, шум ветра и реки, а запах какой. В эти места влюбляешься сразу.

Кочевник

Мы планировали жить на базе в палатках. Приехали на Кочевник уже к вечеру, поставили палатку, познакомились с хозяином базы, поужинали и пошли осматривать окрестности. База расположена очень удачно - это перевалочный пункт для туристов, идущих в поход к Шавлинским озерам, здесь ледяная кристально-чистая Чибитка впадает в Чую, здесь рядом есть пороги и водопады, вокруг горы, база на удалении от дороги, поэтому не слышно и не видно машин. Здесь очень низкое небо, вокруг величественные горы, шумит Чуя, здесь безумно красиво, нет клещей, почти нет комаров, мух и прочих неприятностей. Есть разные варианты проживания, мы выбрали самый дешевый и приближенный к природе - палатка.

Растения

Вообще Горный Алтай настолько разнообразен: всего пара сотен километров - и ты уже совсем в другой местности, климате. На Кочевнике -горная местность, здесь еще есть леса, ледниковые реки. Под ногами каменистая почва, растет полынь, чабрец, разные колючки и суккуленты. Впечатляют целые поля чертополоха, кругом кусты жимолости и облепихи, дикий крыжовник, дикий лук, зизифора. Именно там я впервые увидела зизифору. Сорвав цветок, вдыхала аромат и не могла остановиться. Мы ходили босиком и не пользоваться репеллентами, собирали травы и заваривали ароматный чай. Мы были там во второй половине июля, в сезон клубники, жимолости и смородины. Клещей нет совсем, даже в зарослях и таком же, как у нас, лесу и буреломе. В реках и водопадах чистая ледниковая вода, безумно вкусная.

Лошади Алтая

Я нашла место своей мечты. Лошадки здесь живут табунами и почти круглый год на воле. Их здесь больше, чем людей. Люди простые, без закидонов, вода чистейшая и очень вкусная, реки быстрые и шумные, водопады, перекаты, пороги, горы безумно красивые, ледники. Здесь есть еще коровы и козы с овцами. Телят не отнимают от коровы, а хозяева себе берут молоко, которое остается после того, как попьет теленок. Животных просто выпускают на волю, и те живут своей жизнью, пока хозяев нет дома. Здесь поклоняются природе и отрицают религию. Да что писать, это надо видеть своими глазами и прочувствовать своим сердцем.

Здесь туристов не очень много, но все же можно заказать конную прогулку или записаться в группу в длительный конный поход. Лошади Горного Алтая живут сами по себе. Гуляют, едят траву, пьют из горных ручьев чистейшую воду. Некоторые стреножены, но большая часть живут полудикими табунами. В табуне один начальник - жеребец, в его гареме только кобылы и жеребята до 2 лет. Взрослых сыновей конь-папа изгоняет из табуна, а если родившийся малыш не его (он как-то определяет это по запаху), отец его затаптывает на смерть. Живут до 20 лет, если их хозяева зимой подкармливают. Да, к зиме лошади, даже полудикие табуны, возвращаются с гор в долину реки, где их ловят хозяева. Зимой на Алтае лошади обрастают густой шерстью, становятся похожими на шерстяные шарики, они умеют добывать себе траву из под снега, как наши лоси. Клеймо им ставят, чтобы не украли. А еще их разводят, чтобы продавать в Казахстан, чтобы делать кумыс и катать туристов. Это и многое другое рассказал нам наш проводник по дороге на водопады

Экскурсии или что посмотреть?

У нас было всего 6 дней. 6!!! Четыре дня из десяти заняла дорога. Поэтому мы попросили включать нас в состав любых туристических групп, которые поедут по окрестностям в ближайшие дни, если у них будут свободные места. Так мы попали на ледник Актру и в долину Марса  (обязательно к посещению), а еще сами сходили до порога Малыш на реке Чуя, прокатились на лошадях до водопадов, гуляли, купались, собирали травы.

С погодой нам повезло, здесь она непредсказуемая. В прогнозе обещали дожди и +8, и так действительно и было, но когда мы приехали "включили" солнышко, мы днем изнывали от жары, а вечером было довольно прохладно, спали в спальниках в теплом термобелье и шапке, даже пуховики иногда одевали, но было комфортно и в домик заселяться совсем не хотелось, хотя это был наш запасной вариант. Еду готовили сами, в основном овощи, сыр, хлеб и чай. Алтайский хлеб - такого вкусного хлеба я давно уже не ела!

Я спала по 6 часов и высыпалась отлично, ела совсем мало и наедалась, купалась в ледяной реке Чибитке, в водопадах и не мерзла, а наоборот, согревалась так перед сном. Алтай меняет. "Завтра едем с нами на ледник!" - обрадовала нас Лена. оставалось спать 5 часов. Ура!

Ледник Актру на Алтае

Ехать нужно сначала до Курая на автобусе, затем на вахтовке - два-три часа по рекам и бездорожью. Сама дорога уже впечатляет, вахтовка едет по краю, а дальше обрыв в ущелье, внизу шумит река, которую мы недавно пересекли, за бока и колеса хватаются колючие кустарники усыпанные синими горькими ягодами дикой жимолости, кругом облепихи, низкие сосны и кедры. Мы подъехали к подножью горы, а дальше нас ждал 8-километровый подъем в гору, сначала пологий вдоль реки, а потом довольно крутой к самому леднику.

Светило солнце, ничего не предвещало, что через двадцать все изменится. Мы будто попали в сказку "Двенадцать месяцев": дождь, ветер, снег, а потом снова солнце и тепло. Мы были готовы, вытащили дождевики, и продолжали свой путь.

Подниматься было сложно: каменистая тропинка сменялась курумником, до крутого подъема в гору дошли не все члены группы, часть людей отказались подниматься к леднику и остались ждать нас в долине реки. Вблизи ледник не так красив - совсем не белый, а серый, в мелких камешках, но, конечно впечатляет своим величием, он тает и образует ту самую реку, быструю и шумную, с чистейшей водой. Я отломила себе кусочек льдины, лед оказался мягким, таким обычным, похожим на спрессованный снег.

Нам предстояло самое сложное - подняться еще выше к голубому горному озеру. Совет: не ешьте ничего перед подъемом в гору. Подниматься в гору лучше на голодный желудок, можно взять с собой легкой еды - грушу, шоколадку и чай. на сытый желудок подниматься очень сложно. Вверх мы карабкались, придерживались руками, часто останавливались перевести дух. А это ведь прогулочная тропа для альпинистов - самый легкий маршрут. Здесь люди проходят акклиматизацию. Нам на встречу шли люди с детьми, люди со снаряжением и не жаловались, а мы еще ползли в гору налегке и изнывали от сложности подъема. Дошла только четвертая часть группы, но несколько человек еще и искупаться успели. Я лично жутко замерзла на вершине, там был очень сильный ветер, и мы, разгоряченные подъемом, начали мерзнуть.

У озера есть небольшая избушка, где альпинисты ночуют перед подъемом на вершину и выходом на сам ледник- хижина гляциологов. Мы погуляли вокруг, некоторые успели искупнуться в озере, перекусили и начали спускаться обратно. После шоколадки и горячего чай спуск с горы мне показался легкой тропиночкой, а внизу, в рюкзаке меня ждал обед, такой вкусный, как никогда.

Долина Марса на Алтае

Второй организованной экскурсией для нас был Марс. Марса там целых два. Первый - гора с которой открывается прекрасный вид на всю долину и второй - три красные горы, которые так всех зачаровывают на фотографиях.

Это место, где будто остановилось время. Здесь хочется сесть и наблюдать, как плывут облака, пролетает редкая птица, как тени ползут по горам, меняя их очертания, как со временем меняется цвет горных пород, разглядывать на горах отпечатки рыб и ракушек, ведь это дно древнего моря. Здесь хочется остаться на несколько дней. И да, это примерно в 200 км от границы с Монголией.

До Марса 2 нужно идти по живописной тропинке, среди гор, огромных камней-валунов и кустов дикого крыжовника. Да, еще мы там видели грифа и группу орнитологов, откопали у ручья снег, а это в середине лета и в жару +30.

Когда слышишь слово Алтай, представляешь себе цветущий луг, горы со снежными вершинами, а теперь, когда знаешь о нем не по наслышке непременно добавляешь в картинку реку с чистейшей и безумно вкусной водой, красивых лошадей и коров-хулиганок с телятами.

На обратном пути мы заехали посмотреть на древние рисунки на скалах, остановились, чтобы посидеть на валуне и еще раз посмотреть на долину реки Чую.

Мы были здесь всего 6 дней, а дорога туда и обратно заняла почти пять суток, но это безусловно того стоило! Возвращаясь, я постоянно смотрела по сторонам, оглядывалась каждый пейзаж и старалась запомнить его. Да и как такое забудешь!

Вам надо на Алтай, если вам не хватает свободы, если хотите купаться в ледяных реках и водопадах, ходить босиком по колючей траве, не боясь насекомых и клещей, смотреть по сторонам и каждую минуту восхищаться красотой, наслаждаться каждой минутой, почувствовать, что время идет, а не пролетает мимо, чтобы отключить телефон, и пусть весь мир подождет. Если вы любите горы больше чем море, хотите забыть о всех проблемах, вам туда.

Алтай меняет, поверьте. У меня совсем небольшой список мест, куда я бы хотела возвращаться вновь и вновь. И это место есть в списке!

Автор: Наталья Наводная, сентябрь 2017 года.

PS И да, я туда вернулась и не раз.