Стамбул

История про наше самостоятельное путешествие в Стамбул в январе 2014 года. Нас было четверо, и мы не готовились к нему заранее, только купили билеты на самолет и выбрали гостевой дом в самом центре старого города.

Вид на Стамбул с островa

Стамбул — это европейская Турция, здесь все совсем не так как в Алании или Анталии, больше на Грецию похоже. Все вежливые, учтивые, деловые.

На улочках Стамбула

Мы начали искать, чем заняться в этом городе, еще в аэропорту в Москве, когда узнали, что друзья, которые планировали нашу поездку, остались в итоге дома. Тогда уже были maps me, tripadvisor, которые нас очень выручили. Куда сходить, что посмотреть, как не заблудиться, как попасть домой — все там.

Собаки в Стамбуле

Наш день начинался с завтрака в гостевом доме. Лена прикормила котика, который каждое утро ждал за окном, когда ему выдадут кусок колбасы. Наевшись, он уходил по своим делам.

Кот ждет завтрак

В гестхаузе зимой холодно, у них там не особенно принято центральное отопление и горячее водоснабжение. Это надо учесть, если планируешь поездку в Турцию зимой.

Мы нашли список самых интересных мест для посещения, много гуляли, а вечерами валились с ног от усталости, но все равно успели не все. Стамбул очень красив, и в тоже время убог, как и все крупные города, в нем много контрастов, разных людей, и много прекрасного: Босфор, паромы, мечети, корабли и чайки!

Стамбул. Другая сторона медали

Я тогда только училась фотографировать на зеркалку, свой новенький фотоаппарат, который, кстати до сих пор мне служит верой и правдой, и на большинстве фотографий непременно была чайка.

Стамбул. Пролив Босфор

Мы жили рядом с Голубой мечетью и собором святой Софии, ходили мимо них несколько раз в день, я не переставала любоваться их величием и красотой.

Голубая мечеть — Султанахмет

Она открыта для туристов только в определенные дни и часы, там можно фотографировать, само собой нужно снимать обувь, нельзя в шортах и в открытой одежде. Снаружи она мне показалась красивее, чем внутри.

Вид на Стамбул с моря

Собор святой Софии — Айя София

У этого храма непростая история, и внутри он намного интереснее, чем снаружи. Здесь мы решили присоединиться к экскурсии. Я очень люблю послушать истории, узнать о том, что вот эти ямки в каменных порогах здания вытоптали стражники, которые стояли здесь сутками.

Айя София. Стамбул. 2014 год

Собору полторы тысячи лет! Его построили еще в 6 веке во времена Византии и Константинополя. В 1453 г. Константинополь пал, турки переделали здание в мечеть, на целых 500 лет Айя-София стала одной из крупнейших мусульманских святыней. Теперь это музей.

Собор Св. Софии в Стамбуле

Высоченные своды, огромные старинные ворота, стены, колонны, древние фрески и позолота, каменный пол, смешение культур — все это очень впечатляет.

Фрески собора святой Софии в Константинополе

Приехать в Стамбул зимой, когда может в любой момент пойти дождь, или даже снег выпасть, это самый лучший выбор. Город удивлял нас своей красотой каждый день.

Стамбул. Туман. Январь 2014 года.

Рыбный рынок Стамбула

Одним из мест для обязательного посещения был указан рыбный рынок. Я не любила тогда рыбу и не переносила ее запах. Представляете, какая там вонь?

На рыбном рынке Стамбула

Я шла по рынку, зажав нос и ступая очень аккуратно, брезгливо обходя лужи и прилавки. Мы прошли до самого конца и вышли к морю. За рынком есть рыбный ресторанчик со столиками под открытым небом. Огромные альбатросы ходят по парапету, ждут, когда им бросят объедки. Иногда они даже нападают на стол, не дождавшись подачки. Птиц много, они могут обкакать — проверено! Здесь уже пахнет морем, но стойкий смрад рынка так засел в голове, что меня мутило, и я не смогла сделать заказ, хотя остальных это не остановило.

Альбатросы в кафе возле рыбного рынка

Пока мы ждали еду, запах окончательно выветрился и я поняла, что сильно проголодалась. Я попробовала рыбу с Колиной тарелки. Еда таяла во рту, я никогда еще до этого не ела такую свежую морскую рыбу, это была дорада. Чай в таких местах не делают, можно заказать минералку или газировку. Кроме нас в ресторане была еще парочка туристов. Покормив птиц, мы двинулись дальше в город.

Птицы-попрошайки

Cпустя пару дней мы снова сюда вернулись, на этот раз я была решительно настроена поесть прямо здесь. Теперь раз сели за столики в месте, где обедают местные — в самом сердце рынка. Прямо среди лотков с сырыми рыбёхами, креветками и кальмарами стоят огромные казаны-сковородки, в них шкворчит масло и жарится мелкая рыбка. Все местные едят именно ее и запивают чем-то розовым из бутылок. Мы заказали рыбу, креветок и кальмаров, и попросили добавить нам тот самый напиток. Официант засмеялся, вы точно будете это пить? Мы все закивали. Свежие жареные рыбки были словно чипсы, мы были голодные, нас не останавливал никакой запах. Это было очень вкусно, ели их прямо с головой и потрохами.

Кальмары на рыбном рынке

Тогда еще было не модно фотографировать еду, да мы и не успевали это сделать обычно. Надо сказать, мы были единственными туристами-иностранцами в этой забегаловке, все остальные были турки, и, когда нам принесли напитки, из-за всех столиков на нас таращились глаза. Это оказался рассол! Пить его было не возможно. Мы сделали по глотку и заказали воду. Обычный рассол — вода, уксус, перец, специи, производит его там компания кока-кола, у нас вот есть ванильная, а у них — это, им запивают еду.

После рынка нас ждал пешеходный мост через Босфор. На нем всегда много рыбаков, а под мостом — рыбные ресторанчики.

Мост через Босфор

Позже мы еще сходили в лучший рыбный ресторан по версии трипадвайзера, но рыба на рынке нам понравилась больше всего..

Пешеходная улица Истикляль в Стамбуле

Улица сувениров и бутиков, местный променад выложенный камнями, по центру улицы ходит по одноколейке старинный трамвайчик. Мы же пришли сюда сразу после рынка, изрядно там пропахнув жареной рыбехой. Когда мы заходили в очередной магазин, за нами врывался шлейф всех рыночных ароматов. А был январь, одежды на нас было достаточно, выветривался запах очень долго.

Трамвай на улице Истикляль в Стамбуле

Настоящий турецкий хамам

Мы долго выбирали, в какую баню пойти, решили сходить в старый хамам, настоящий, для местных. Это турецкая общественная баня с мужским и женским отделениями. Ты укутываешься в пеленку и идешь медленно прогреваться в сауну с температурой градусов 50-60. Сидишь там минут 20, можно ходить в бассейне поплавать, а потом тебя вызывают в помывочную. Ложишься на теплую каменную плиту. Банщица натирает тебя пеной и растирает специальной рукавичкой, это своего рода пиллинг и массаж, затем разморенное и размякшее тело ведут за ручку в душевые, смывают пену и моют голову. Чувствуешь себя маленьким ребенком, которого помыла мама. А дальше свободное время, маски для лица и волос, снова сауна и вот уже пора выходить. Обязательно к посещению!

Свежевыжатый сок мы пили каждый день

Паромы

Паромы в Стамбуле — это просто один из видов общественного транспорта, а еще отличная и очень бюджетная возможность для туристов полюбоваться ночным городом с воды. Ночью все здания, мосты и мечети очень красиво подсвечены.

Ночной Стамбул. Паромы

Принцевы острова

Мы встали рано утром и сели на паром. День был солнечный, теплый, но морской ветер, холодный, пронизывающий, не дает расслабиться, вездесущие чайки летят вслед за кораблем, туристы подкармливают их хлебом и крендельками. Мы долго стояли у борта, любовались Стамбулом, сначала за бортом был старый, а потом и новый город.

Морская прогулка на пароме до островов

А на острове нет машин, тишина, туристов возят на лошадях верхом или в повозках, таких маленьких каретах, еще здесь есть вело-прокат. Кругом черепица, старые домики, кафешки, ну и конечно котики, куда без них.

Котики Принцевых островов

Мы позавтракали — съели безумно вкусную, только из печи, лепешку с начинкой и пошли гулять. На острове не ощущался ветер, мы сняли куртки, в воздухе пахло весной, было будто у нас в конце мая, и это в январе! Поднялись на смотровую площадку, по дороге встретили лошадей, ослика, собак и кошек, почти не видели людей, только сосны вокруг, и птички поют.

Принцевы острова в Турции

Обратно вернулись в повозке, прокатились с ветерком. Лично мне, это день больше всего запомнился. Говорят, летом на островах очень людно, а вот зимой, самое то гулять.

Островной вид транспорта

Галатская башня

В центре города есть башня, вход на которую стоит денег, вид с нее нас немного разочаровал, а вот на площади возле башни — очень атмосферно: уличные музыканты, кафе с горячим глинтвейном, отсутствие машин. Мы каждый раз заходили туда отдохнуть, посидеть, расслабиться.

Площадь возле Галатской башни
Площадь возле Галатской башни.

Подземелье и Голова медузы Горгоны

Цистерна Базилика — это древнее подземное водохранилище Константинополя. Ощущения похожи как когда спускаешься в пещеру, только это рукотворное сооружение, очень старое.

Цистерна Базилика

Из запоминающегося там — колонны и мостики, вода кругом, и голова медузы горгоны. Идти сюда рекомендую если хотите спастись от летней жары, ну, или уже больше заняться нечем.

Голова медузы Горгоны

Дворец Топкапы

Лена и Аня посмотрели перед поездкой сериал Великолепный век про Роксалану и ее жизнь в гареме. Это имя мы слышали очень часто, а особенно когда пришли во дворец. Честно говоря, вот прошло 4 года, а я совсем его не помню. Поэтому даже не знаю, стоит ли о нем рассказывать. Мы ходили по комнатам, в которых жил султан и его жены, слушали историю, гуляли по садам. Очень много туристов… ну не впечатлил он меня…

Дворец Топкапы в Стамбуле

Гран Базар в Стамбуле

Побывать в Турции и не накупить турецких сладостей и сухофруктов на рынке? Да мы набрали огромных фиников, кофе, тутовника, рахат лукума и много других сладостей.

Турецкие сладости

Что нужно обязательно попробовать в Стамбуле:

• Рыбную шаверму у моста и рассол — очень популярное уличное угощение среди местных. Это по сути пол-батона, а в нем лист салата и рыба, жаренная на углях. Запивают все это дело тем самым розовым рассолом, только в стаканчике еще лежат солёности. Мы видели девушку с парнем: свидание, у нее цветок в одной руке, в другой рыбная шавуха, романтично очень.
  • Ракушки, фаршированные рисом и специями, продаются прямо на улицах, очень вкусные.
  • Гранатовый сок прямо на улице — ну, этим никого не удивишь, в Турции такое везде и недорого, и не только гранатовый.
  • Жареные каштаны и кукуруза, куда без них. Кукуруза да, а вот каштаны я до этого еще не пробовала, похоже по вкусу на твердые печёнки, которые, думаю, каждый в детстве запекал в золе. Продаются они на каждом углу, а рядом еще и мороженщик показывает свои фокусы.
  • Бомбические десерты в кофейне на площади Султанахмет. Их много, все не перепробовать, но и мимо витрины утром пройти невозможно.
Турецкие сладости на площади Султанахмет
  • Рыбу и кальмаров прямо посреди рыбного рынка или в ресторанчике за ним. Об этом я уже написала.
  • Чай или кофе в местных чайных — кальянных. Местные приходят в такие места пообщаться, расслабиться. Играют в настольные игры, по залу постоянно бегает официант и подносом турецких стаканчиков с чаем.
  • Айран — продают в магазинах в пластиковых стаканчиках, таких, как у нас — сметану.

В Стамбуле очень много заведений с готовой едой, из огромных окон прохожих манят красиво выложенные блюда. Я для себя открыла шпинат в кефире.

Фастфуд в Стамбуле

Однажды гуляя вдоль моря, мы зашли довольно далеко от туристических мест, в огромных камнях на берегу обнаружили просто полчища диких котиков. Котята, как маленькие разбойники нападают на оставленную еду, дерутся. Нам стало даже жутко там.

Опасный стамбульский кот

Мы каждый день ходили мимо чистильщика обуви, у этого деда было такое жалобное лицо, что однажды я решила почистить свои сапоги, он махнул пару раз губкой и заломил бешеную цену, я была в шоке от такой наглости и дала ему сколько десятков местных копеек. С тех пор жалости к этим попрошайкам у меня не было.

Уличное искусство Стамбула

Стамбул, это город, о котором я вспоминаю с теплом, куда я не против приехать еще раз. Что делать в Стамбуле?  Гулять, ходить, куда глаза глядят пока ноги не стопчешь. Мы часто так и делали, бродили по улочкам, заходили в Мечети, а когда уставали, включали карту в телефоне и шли домой самым коротким путем.

Автор: Наталья Наводная, апрель, 2018 год.