Абхазия и хазабимы

Абхазия — страна души, а для меня это еще весна, туманы, мохнатые деревья, ливни и грозы, йога на свежем воздухе и медитации, храмы и пещеры, захвытывающие виды и гостеприимные люди, солнце, не балующее нас своим теплом, и теплая компания.

2016 год для меня стал годом перемен, в моей жизни столько интересных событий произошло, сколько не было за последние лет пять. Случайные встречи, новые знакомства, миллион идей, часть из которых удалось реализовать. Предложения, от которых сложно отказаться, помощь оттуда, откуда ее совсем не ждешь. Март, я передала свой проект и смогла уйти с работы, совсем. Я устала, мне уже давно не снились сны, я просто проваливалась в темноту, просыпалась и шла в офис, тащить свой груз ответственности. Я планировала свой уход целый год и знала, что, весной у меня появится время для внепланового отпуска. Одна я ехать куда-то побоялась, и тут увидела у Даши Пепеляевой пост про поездку в Абхазию. Абхазия? Туда непременно нужно попасть, решила я. Посмотрев в январе прогноз погоды на март, купила билеты на самолет, не раздумывая. Меня ждала весна, 20 градусов тепла, цветы, море и солнце.

Абхазия 2016 год

Мы прилетели в Сочи, а дальше на микроавтобусе поехали в Новый Афон. Границу прошли быстро по паспортам РФ (не берите с собой загран, он там не нужен, особенно если хотите потом в Грузию съездить), заселились в гостевой дом. Нас было 20 человек, примерно. Это был тур с йогой и медитациями, а еще мы собирались все вместе, готовили завтраки и ужины, устраивали друг другу мастер классы, пели песни, пили китайский чай, заваренный Русланом (кстати, Руслан теперь и сам организует поезди), гуляли, ездили в другие города, ходили по слэку (натянутой стропе), общались с местными и даже не замечали ненастной погоды, дождей, ветра и холода. Все-таки та самая компания — это очень важно. Мы в шутку называли себя хазабимы, по этому хэштегу вы можете много фотографий в интернете найти о именно нашей Абхазии. Прошло уже два года, а мы до сих пор общаемся, это как съездить в пионерский лагерь, только для взрослых.

Хазабимы

Что посмотреть и куда обязательно нужно съездить в Абхазии?

Как обычно опишу то, что больше всего запомнилось именно мне. Между городами ходят микроавтобусы, перемещаться довольно просто, а с водителями можно договориться, чтобы свозил на экскурсию и туда, куда на маршрутке не добраться.

Новый Афон

В самом городке и окрестностях столько всего интересного, что можно целую неделю все это исследовать. Здесь находится огромная пещера, в которую доставляют на поезде, здесь есть парки с прудами, в которых плавают лебеди, рынок с местными угощениями и сувенирами, река Псырцха и старая железнодорожная станция, водопады, Новоафонский монастырь, Грот и храм апостола Симона Кананита в ущелье реки Псырцхи, развалины древнего храма и Анакопийской крепости (цитадели), а еще церкви и музеи.

Закат на Иверской горе

Анакопийская пропасть или Новоафонская пещера

Ты будто попадаешь в копи Мории (фанаты Толкиена меня поймут). Пещера открыта не каждый день, и экскурсии строго по времени. Если будете планировать туда попасть, уточните этот момент. Еще там запрещено снимать на профессиональную технику, нужно покупать для этого отдельный билет, я честно снимала на телефон.

Новоафонская пещера

Станция Псырцха

Пожалуй это самое красивое и волшебное место в Новом Афоне. Ее нет в списке достопримечательностей, но в дождь, туман, это место такое загадочное, прекрасное, его просто обязательно нужно посетить ранним утром.

Ты будто попадаешь в мультфильм Хаяо Миядзаки, когда стоишь на этой станции и смотришь вдаль. Ветер развевает твои волосы, тяжелые тучи, туман и редкие капельки дождя тоже придают этому месту особый шарм. Приезжайте в Абхазию не в сезон, туристов почти нет, и такие красоты можно увидеть!

Туннель около станции

Мы приходили сюда много раз, устраивали здесь перекус, пили чай, натягивали слэк, гладили и обнимали собак и даже видели проходящий поезд.

Слэклайн (англ. Slacklining), или хождение по стропе

Анакопийская крепость

Крепость довольно хорошо сохранилась, она находится на вершине Анакопийской (Иверской) горы, там же есть старинный храм, к которому ходят паломники, и родник с питьевой водой. Нам повезло с погодой, мы спускались с горы в лучах заходящего солнца, было безумно красиво!

Озеро Рица

Это отдельная история. Внизу у моря уже весна во всю, а там в горах еще лежит снег. Сама дорога к озеру завораживает: туннели, леса, заросшие мхом, форелевые хозяйства, бурные горные реки и водопады, ущелья и скалы.

Дорога к озеру Рица

Мы останавливались фотографироваться, выбегали из машины под дождь, каждый раз одевая и снимая дождевики. и все равно промокнув до нитки, но не могли пропустить эту красоту.

Озеро Рица, Абхазия. Март 2016

На озере тихо, хорошо, отсюда не хочется уезжать, хочется смотреть на гладь воды, такую умиротворяющую, и никуда не торопиться. А вокруг ни души, капает дождь, стоят уютные домики кафе, дымок из крыш летних кухонь, запах еды, приготовленной на костре.

Озеро Рица в Абхазии

Еда, кафе и рестораны Абхазии

Даже кафе в Абхазии особенные. Почти везде есть столики на улице, но в марте едят внутри плетеного здания с куполообразной крышей. Апацха — это национальная летняя кухня из бамбука, на стенах гирлянды красного перца, лука, кукурузы, где-то охотничьи трофеи или другие украшения. На земляном полу этой кухни горит костёр, над ним коптится сыр, рыба и мясо, на огне или близко к костру стоит огромный чан с мамалыгой (кукурузной кашей), кастрюля с острой фасолью и другая кухонная утварь. Уже греется большая сковорода для рыбы, хозяин ждут редкого в это время туриста.

Летняя кухня в Абхазии

Что нужно попробовать в Абхазии?

Мы не ели мясо, но думаю, там оно отличного качества, буду писать о том, что пробовала сама. Конечно же мамалыгу с фасолью и сыром. Сыр там очень вкусный, а фасоль у каждой хозяйки своя, по семейному рецепту приготовленная. Рыбу на форелевой ферме, супы и салаты. На рынке прямо необходимо купить вяленую хурму, орехи пекан, варенье из мандаринов и грецких орехов, овощи, свежую зелень. Хачапур и лепешки занимают особое место в абхазской кухне.

В кафе на озере Рица

Гагра

Здесь из интересного — приморский парк и замок принца Ольденбургского. он завораживает, но на него тогда мы смогли посмотреть только издалека. Вобщем-то, Гагра меня не впечатлила, но это был март, дождь и холодное море.

Замок принца Ольденбургского

Базилика в Амбара или Мюссерский храм

А до или после Гагры можно добраться к Мюссерскому храму X-XII веков, прикоснуться к очень старым камням, укутанным плющом, увидеть табун лошадей. Дорогу к храму лучше уточнить заранее, проложить маршрут на карте, ведь даже не все местные смогут вам ее показать. Он расположен в устье реки Амбара на одноименном мысе. Дорога к нему ведет вдоль пляжей золотого берега и через Мюссерский заповедник. Говорят, летом здесь много отдыхающих, ведь рядом море и замечательный пляж.

Сухум

Мы поехали в Сухум, по дороге заехали на горячие источники, в городе мы решили прогуляться по набережной, сходить к зданию правительства, пообедать в ресторане. А возвращаясь назад к машине, мы зашли в магазин турецких сладостей и скупили там все, за что глаз уцепился. Я не взяла тогда с собой фотоаппарат, и даже на телефон не сфотографировала, настолько впечатляющим для меня оказалось это зрелище. В Абхазии много разрухи, оставшейся после войны, что-то от старости обветшало, здания, расстрелянные, полуразрушенные не сносят, они стоят хмуро и одиноко, вокруг кипит жизнь, а они стоят, как памятник, напоминая людям о ценности жизни и мира.

Водохранилище на реке Псырцха

Еще мы ходили в храмы и в Грот Симона Кананита, заезжали на озера, ходили к морю каждый день и жгли костер на пляже.

Грот Симона Кананита

Накормили, погладили множество местных собак и удивляли местных тем, что приперлись отдыхать в Абхазию в такую непогоду, да еще и мясо не едим.

Автор: Наталья Наводная, май 2018 года.